Изучение степени воздействия разных способов экспликации этнических стереотипов в рамках образовательного процесса

  • Елена Александровна Голубовская ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов» http://orcid.org/0000-0002-9082-9060
  • Николай Васильевич Бутылов ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова» http://orcid.org/0000-0001-5057-4190
  • Галина Анатольевна Хорохорина ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова» http://orcid.org/0000-0001-9978-2900
Ключевые слова: этнический стереотип, этнический анекдот, свободный ассоциативный эксперимент, фразеологическая единица, сценарий (скрипт), фрейм

Аннотация

Введение. Несмотря на то, что образовательный процесс играет важную роль в передаче способов мировосприятия представителей разных этносов друг другом, целенаправленных исследований особенностей использования языкового материала, отражающего стереотипизированные мнения о представителях других национальностей, до сих пор не проводилось. Это и обусловило актуальность данной работы. Цель статьи – сравнение степени воздействия языковых и речевых способов выражения гетеронациональных стереотипных представлений в рамках обучения иностранному языку в современном вузе. 
Материалы и методы. На первом этапе эксперимента был подготовлен лингвистический корпус исследования: посредством анализа лексикографических источников была собрана база лексико-фразеологических единиц, содержащих этнонимы или отэтнонимические прилагательные, кроме этого, сделана выборка этнических анекдотов на предмет выявления черт и особенностей национального характера их персонажей. В целях изучения возможности их использования в рамках образовательного процесса проведен предварительный и финальный опрос студентов в формате свободного ассоциативного эксперимента. 
Результаты исследования. По итогам анализа вербальных реакций, полученных от студентов неязыкового факультета современного вуза, выявлен значимый потенциал воздействия на реципиента анализа текстов этнических анекдотов в сравнении с изучением лексико-фразеологических единиц с этнонимами или отэтнонимическими прилагательными. Портреты типичных национальных представителей, составленные учащимися после окончания курса, в содержание которого включались сессии по изучению данных лексикографических источников и текстов национальных анекдотов, в большей степени соответствовали стереотипам, отраженным в последних. 
Обсуждение и заключения. На основании полученных данных сделаны выводы о возможностях использования соответствующего языкового материала в качестве учебного с тем, чтобы правильно формировать отношение к представителям других этнических групп. Результаты исследования могут быть учтены при разработке учебных программ по иностранным языкам в первую очередь в международных вузах с полиэтничной средой обучения.

Биографии авторов

Елена Александровна Голубовская, ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»

доцент кафедры иностранных языков ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов» (117198, Россия, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6), кандидат филологических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-9082-9060, Researcher ID: M-4427-2017elena.a.golubovskaya@gmail.com

Николай Васильевич Бутылов, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова»

доцент кафедры иностранных языков № 3 ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова» (117997, Россия, г. Москва, Стремянный пер., д. 36), доктор филологических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0001-5057-4190, Researcher ID: M-6137-2017butylov.nv@rea.ru

Галина Анатольевна Хорохорина, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова»

доцент кафедры иностранных языков № 3 ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова» (117997, г. Москва, Стремянный пер., д. 36), кандидат исторических наук, ORCID:http://orcid.org/0000-0001-9978-2900, Researcher ID: B-6023-2015galina_rgsu@mail.ru

Опубликован
2018-06-29
Раздел
Мониторинг образования