Ценностные ориентации различных групп участников образовательных отношений: социально-психологический аспект

  • Ирина Владимировна Серафимович ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования» https://orcid.org/0000-0002-0740-5145
  • Беляева Ольга Алексеевна ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского» https://orcid.org/0000-0002-1524-0803
Ключевые слова: ценностная ориентация, студент, педагог, обучающийся, конгруэнтность, ценноcтно-ориентационное пространство, социокультурная среда

Аннотация

Введение. Актуальность исследования обусловлена высоким общественным запросом к сфере образования, особенно в области формирования личностных результатов школьников, представляющих собой систему ценностно-смысловых установок. Авторы статьи впервые сделали попытку интегрированной и комплексной оценки ценностного аспекта социокультурного пространства современной образовательной среды. Цель статьи – выявление особенностей системы ценностных ориентаций и определение степени близости и конгруэнтности информационно-ценностного поля различных участников образовательных отношений. 
Материал и методы. Для изучения ценностных ориентаций педагогов и выпускников педагогического вуза авторами использован опросник терминальных ценностей (И. Г. Сенин), для изучения ценностного отношения школьников к ряду значимых объектов – опросник личностного роста (Д. В. Григорьев, И. В. Кулешова, П. В. Степанов), а также математико-статистические методы обработки данных. 
Результаты исследования. На основе выявленных общих и специфических особенностей ценностных ориентаций участников образовательных отношений можно сделать выводы о нарастании у подростков критичности в оценке большинства объектов действительности, напряженности в восприятии субъект-субъектных отношений и собственной личности. Авторы установили, что у педагогов с различным стажем работы имеются сходства в выборе высокозначимых и низкостатусных сфер. 
Обсуждение и заключение. Остается открытым вопрос о трансформации системы ценностей подростков на следующих возрастных этапах и характере изменений ориентиров молодых педагогов на протяжении их профессиональной деятельности, а также степени близости к изученным группам позиций родительской общественности. Полученные результаты могут быть использованы при выборе стратегии психолого-педагогического и тьюторского сопровождения подростков и педагогов, для профессионализации мышления педагогов и определения новых приоритетов в системе непрерывного педагогического образования.

Биографии авторов

Ирина Владимировна Серафимович, ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования»

проректор по организационно-методической деятельности ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования» (150014, г. Ярославль, ул. Богдановича, д. 16), кандидат психологических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0740-5145, Researcher ID: I-5263-2015iserafimovich@yandex.ru

Беляева Ольга Алексеевна, ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского»

старший преподаватель кафедры педагогики и психологии начального обучения ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского» (150000, Россия, г. Ярославль, ул. Республиканская, д. 108/1), кандидат психологических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1524-0803, Researcher ID: T-8091-2018olga-alekseevna@mail.ru

Опубликован
2019-06-06
Раздел
Психология образования