Готовность и способность к саморазвитию одаренных сельских школьников

  • Ольга Геннадьевна Холодкова Алтайский государственный педагогический университет https://orcid.org/0000-0003-1494-112X
  • Галина Леонидовна Парфенова Алтайский государственный педагогический университет http://orcid.org/0000-0003-1149-3210
  • Ольга Александровна Бокова Алтайский государственный педагогический университет http://orcid.org/0000-0001-7928-5536
Ключевые слова: одаренность, одаренная личность, одаренный сельский школьник, ресурсные качества личности, готовность и способность к саморазвитию

Аннотация

Введение. Рассматривается проблема становления у одаренных сельских школьников готовности и способности к саморазвитию как ресурсных качеств личности, характеризующих потенциал ее самореализации. Актуальность проблемы определяется системным характером сопровождения одаренных школьников, предполагающим учет индивидуальных качеств одаренных субъектов, специфика которых определяется проживанием в сельской местности. Цель статьи – анализ результатов эмпирического исследования готовности и способности к саморазвитию и самообразованию одаренных сельских школьников старшего подросткового и старшего школьного возраста.
Материалы и методы. Выборка испытуемых включала 420 учащихся из восьми сельских школ Алтайского края. Среди них 49 человек были идентифицированы как одаренные. Базовой моделью выявления одаренности школьников явилась трехфакторная модель Дж. Рензулли. Для исследования готовности к саморазвитию, способности к саморазвитию и самообразованию использовались тестовые и опросные методы.
Результаты исследования. Эмпирически выявлено, что у большинства одаренных сельских школьников низкая готовность к саморазвитию, а также она имеет различия по полу (выше у мальчиков, чем у девочек). Среди школьников, у которых не диагностирована одаренность, больше тех, которые готовы к самосовершенствованию, но не готовы к самопознанию. Интеллектуальные характеристики более выражены у одаренных мальчиков, чем у девочек; творческие – у одаренных девочек, чем у мальчиков.
Обсуждение и заключение. Результаты исследования открывают новые возможности для разработки практических методов психолого-педагогической деятельности, для коррекции и профилактики выявленных трудностей в условиях сельского образовательно-культурного пространства. Материалы статьи будут полезны субъектам образовательного пространства, занимающимся системными взаимодействиями в вопросах эффективного развития одаренности детей и молодежи.

Биографии авторов

Ольга Геннадьевна Холодкова, Алтайский государственный педагогический университет

доцент кафедры психологии Алтайского государственного педагогического университета (656031, Российская Федерация, г. Барнаул, ул. Молодежная, д. 55), кандидат психологических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1494-112X, Scopus ID: 57192187055, holodkova.fnk@mail.ru

Галина Леонидовна Парфенова, Алтайский государственный педагогический университет

доцент кафедры психологии Алтайского государственного педагогического университета (656031, Российская Федерация, г. Барнаул, ул. Молодежная, д. 55), кандидат психологических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1149-3210, Scopus ID: 57192199997, gal.parfyonova@yandex.ru

Ольга Александровна Бокова, Алтайский государственный педагогический университет

доцент кафедры специальной педагогики и психологии Алтайского государственного педагогического университета (656031, Российская Федерация, г. Барнаул, ул. Молодежная, д. 55), кандидат психологических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7928-5536, Scopus ID: 57204567911, olgbokova7@mail.ru

Опубликован
2022-06-24
Раздел
Психология образования