Профессиональная социализация студентов – будущих учителей при реализации видеоконференцсвязи

  • Роман Сергеевич Наговицын Глазовский государственный педагогический институт имени В. Г. Короленко https://orcid.org/0000-0003-4471-0875
  • Роза Алексеевна Валеева Казанский (Приволжский) федеральный университет https://orcid.org/0000-0002-8312-4054
  • Лилия Агзамовна Латыпова Казанский (Приволжский) федеральный университет https://orcid.org/0000-0002-5566-1039
Ключевые слова: видеоконференцсвязь, формы взаимодействия, профессиональная социализация, будущий учитель, педагогическое образование

Аннотация

Введение. Несмотря на многочисленность публикаций по внедрению дистанционных технологий, практически отсутствуют исследования по систематическому анализу различных форм видеоконференцсвязи, которые поддерживают образовательные технологии и служат практическим ориентиром для преподавателей в профессиональной подготовке учителей. Цель исследования – проанализировать опыт реализации видеоконференцсвязи в различных формах взаимодействия, выявить и экспериментально проверить эффективность их внедрения в процессе профессиональной социализации студентов – будущих учителей.
Материалы и методы. Исследование проводилось на основе метода рефлексивно-системного анализа реализации видеоконференцсвязи в профессиональной подготовке будущих педагогов. На основе анкетирования и метода экспертных оценок реализовано тестирование уровня социальной и психологической адаптивности, профессиональных и поведенческих навыков, социального и эмоционального комфорта студентов. В эксперименте приняли участие 209 обучающихся Глазовского государственного педагогического института им. В. Г. Короленко и Казанского федерального университета.
Результаты исследования. В результате проведенного исследования было выявлено, что при реализации групповой формы видеоконференцсвязи достоверно повышается вовлеченность почти всех студентов в активную коммуникационную деятельность на занятии. Коммуникационная активность в реализации социального и учебного взаимодействия между малыми и большими группами позволила наиболее эффективно сформировать профессиональную социализацию у студентов. Статистический анализ показал, что именно занятия в удаленном формате с помощью видеоконференцсвязи в подгруппах по 4–5 человек оказали наибольший положительный эффект.
Обсуждение и заключение. Сделанные авторами выводы вносят вклад в развитие новых форм эффективной коммуникации через социальное и учебное взаимодействие при реализации видеоконференцсвязи. Материалы статьи могут быть полезны в педагогической образовании для повышения уровня вовлеченности студентов в профессиональную подготовку в условиях дистанционного образования.

 

Биографии авторов

Роман Сергеевич Наговицын, Глазовский государственный педагогический институт имени В. Г. Короленко

профессор кафедры физической культуры и медико-биологических дисциплин Глазовского государственного педагогического института имени В. Г. Короленко (427621, Российская Федерация, г. Глазов, ул. Первомайская, д. 25), доктор педагогических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4471-0875, Scopus ID: 56406490800, Researcher ID: N-2363-2016, gto18@mail.ru

Роза Алексеевна Валеева, Казанский (Приволжский) федеральный университет

заведующий кафедрой педагогики Казанского (Приволжского) федерального университета (420008, Российская Федерация, г. Казань, ул. Кремлевская, д. 18), доктор педагогических наук, профессор, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8312-4054, Scopus ID: 56114757300, valeykin@yandex.ru

Лилия Агзамовна Латыпова, Казанский (Приволжский) федеральный университет

доцент кафедры иностранных языков и профессиональной коммуникации Казанского (Приволжского) федерального университета (420008, Российская Федерация, г. Казань, ул. Кремлевская, д. 18), кандидат педагогических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5566-1039, Scopus ID: 56115148900, melilek@yandex.ru

Опубликован
2022-06-24
Раздел
Психология образования