Исследование педагогического контекста диагностической компетенции учителя- дефектолога

  • Елена Анатольевна Шилова ГОУ ВО МО «Московский государственный областной университет» https://orcid.org/0000-0002-4579-5631
  • Алла Васильевна Закрепина ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» https://orcid.org/0000-0002-5757-2371
  • Елена Антоновна Стребелева ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» https://orcid.org/0000-0002-7291-3146
Ключевые слова: учитель-дефектолог, логопед, диагностическая компетенция, диагностика, высшая школа

Аннотация

Введение.  Целью исследования является изучение диагностической компетенции у студентов, учителей-дефектологов и описание содержания педагогического контекста в аспекте знаний, умений и навыка овладения.
Материалы и методы. Исследовательскую выборку составили 112 человек двух профессиональных групп: студенты и педагоги-дефектологи. Для изучения проблемы исследования на предмет содержания диагностической компетенции у будущих дефектологов и специалистов были проведены  прямое и перекрестное анкетирования, беседа (с использованием шкалы самооценки). Для упорядочивания данных о качестве содержания диагностической компетенции применялись ранжирование результатов анкетирования по выделенным индексам, графическая обработка информации. Для статистической обработки данных применялся кластерный анализ по типу k-means Statistica 10.0. Данные анкет обрабатывались с помощью программы Microsoft Office Excel (Excel).
Результаты исследования. Получено эмпирическое подтверждение гипотезы о том, что определение уровня сформированности диагностической компетенции в рамках педагогического контекста позволит выяснить «проблемные» зоны в знаниях, умениях и навыках, используемых педагогами в диагностической процедуре. Выделено три кластера респондентов с разным уровнем сформированности диагностической компетенции. По всем кластерам выявлены трудности представлений о методологических позициях диагностической процедуры, недостаточность знаний по диагностике развития в границах педагогического поля, отсутствие четкой дифференциации при выборе базовых алгоритмов диагностических действий. Преобладание кластера с диагностической компетенцией на этапе формирования свидетельствует о необходимости актуализации программы диагностической компетенции.
Обсуждение и заключение. Результаты исследования могут быть использованы при разработке
содержания программы диагностической компетенции на всех уровнях ее формирования, что с практической точки зрения будет полезным для совершенствования образовательной программы вуза, повышения качества диагностической процедуры. 

Биографии авторов

Елена Анатольевна Шилова, ГОУ ВО МО «Московский государственный областной университет»

заведующий кафедрой логопедии ГОУ ВО МО «Московский государственный областной университет» (141014, Россия, г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24), кандидат педагогических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4579-5631, Researcher ID: Q-9652-2018, shilova.ea@yandex.ru

Алла Васильевна Закрепина, ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования»

главный научный сотрудник ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» (119121, Россия, г. Москва, ул. Погодинская, д. 8, корп. 1), доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5757-2371, Researcher ID: J-2047-2016, zakrepina@ikp.email

Елена Антоновна Стребелева, ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования»

главный научный сотрудник ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» (119121, Россия, г. Москва, ул. Погодинская, д. 8, корп. 1), доктор педагогических наук, профессор, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7291-3146, Researcher ID: S-1426-2018, strebeleva@ikp.email

Опубликован
2019-09-13
Раздел
Академическая интеграция