Формирование научного мировоззрения у школьников на основе включения идей синергетики в содержание образования

  • Базарбек Агзашулы Мукушев Казахский агротехнический университет имени С. Сейфуллина https://orcid.org/0000-0001-8015-1586
  • Балгын Сембаевна Желдыбаева Государственный университет имени Шакарима https://orcid.org/0000-0003-2944-197X
  • Июньгуль Сулжановна Мусатаева Государственный медицинский университет https://orcid.org/0000-0003-2367-8909
  • Серик Базарбеквич Мукушев Университет Туран-Астана https://orcid.org/0000-0003-2399-4805
  • Калия Утеповна Кариева Евразийский национальный университет имени Л. Н. Гумилева https://orcid.org/0000-0003-4888-7723
  • Айжан Базарбековна Турдина Казахский университет технологии и бизнеса https://orcid.org/0000-0001-7356-3603
Ключевые слова: обобщенное мировоззрение, синергетика (теория самоорганизации), элективные курсы, система мировоззренческо-синергетических знаний, синергетическая картина мира, педагогический эксперимент, критерий знаков

Аннотация

Введение. В статье изучаются вопросы оптимального применения элементов синергетики (теории самоорганизации) в качестве одного из наиболее важных методов формирования обобщенного мировоззрения у школьников, что определяет актуальность данной работы. Авторы анализируют основные научные направления синергетики и раскрывают ее мировоззренческую функцию. Цель статьи заключается в обосновании эффективности использования положений синергетики в процессе формирования мировоззрения у учащихся средней школы.
Материалы и методы. В качестве средства исследования были использованы следующие методы: педагогический эксперимент, тестирование, критерий знаков, анализ, опрос, сравнение и обобщение.
Результаты исследования. Выявлены методические средства, необходимые для активизации формирования системы мировоззренческих знаний у школьников. Элективные курсы рассмотрены как эффективное методическое средство реализации мировоззренческих функций школьных предметов. Представлены результаты педагогического эксперимента, в котором определены уровни сформированности мировоззренческих знаний по естественно-научным и гуманитарным предметам. При использовании идей синергетики в процессе формирования научного мировоззрения был реализован междисциплинарный подход к формированию мировоззренческих знаний у обучающихся. Полученные результаты показывают, что учебные материалы усваивались школьниками не фрагментарно, а целостно; у школьников сформировались интегральные знания об окружающей действительности и знания о синергетической картине мира.
Обсуждение и заключение. Практическая значимость исследования заключается во внедрении в образовательный процесс средней школы идей синергетики и структурировании содержания естественно-научных и гуманитарных предметов, нацеленных на формирование обобщенного мировоззрения школьников. Новизна исследования заключается в разработке интегративных предметов, курсов и междисциплинарных программ с синергетическим содержанием, что позволяет качественно подготовить педагогические кадры, способных реализовывать мировоззренческую функцию школьных предметов. Дальнейшее развитие представленного в статье материала видится в расширении сферы исследования в этих направлениях: конструирование системы мировоззренческо-синергетических знаний, необходимых для формирования обобщенного мировоззрения; разработка методики и технологий обучения школьников системе мировоззренческо-синергетических знаний. Педагогические результаты данного исследования могут быть применены в про ектировании предмета «Естествознание».

Биографии авторов

Базарбек Агзашулы Мукушев, Казахский агротехнический университет имени С. Сейфуллина

профессор кафедры физики и химии Казахского агротехнического
университета имени С. Сейфуллина (010011, Казахстан, г. Астана, пр. Победы, д. 62), доктор педагогических наук, ORC ID: https://orcid.org/0000-0001-8015-1586, Scopus ID: 55946647200, Researcher ID: U-7785-2018, bazarbek1@rambler.ru

Балгын Сембаевна Желдыбаева, Государственный университет имени Шакарима

доцент кафедры физики Государственного университета имени Шакарима (071400, Казахстан, г. Семей, ул. Глинки, д. 20а), кандидат педагогических наук, ORC ID: https://orcid.org/0000-0003-2944-197X, Researcher ID: V-3555-2018, balgun@mail.ru

Июньгуль Сулжановна Мусатаева, Государственный медицинский университет

доцент кафедры IT технологии в медицине Государственного медицинского университета (071400, Казахстан, г. Семей, ул. Абая Кунанбаева, д. 103), кандидат педагогических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2367-8909, Scopus ID: 57194494681, Researcher Id: U-8939-2018, botagoz_malika@mail.ru

Серик Базарбеквич Мукушев, Университет Туран-Астана

доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Университета Туран-Астана (010000, Казахстан, г. Астана, ул. Ыкылас Дукенулы, д. 29), кандидат педагогических наук, ORC ID: https://orcid.org/0000-0003-2399-4805, Researcher Id: U-9699-2018, msb81@bk.ru

Калия Утеповна Кариева, Евразийский национальный университет имени Л. Н. Гумилева

доцент кафедры информатики Евразийского национального университета имени Л. Н. Гумилева (010008, Казахстан, г. Астана, ул. Сатпаева, д. 2), ORC ID: https://orcid.org/0000-0003-4888-7723, Researcher ID: P-3231-2014, karieva_kalya@mail.ru

Айжан Базарбековна Турдина, Казахский университет технологии и бизнеса

преподаватель кафедры социально-гуманитарных наук Казахского университета технологии и бизнеса (010000, Казахстан, г. Астана, ул. Кайым Мухамедханова, д. 37а), ORC ID: https://orcid.org/0000-0001-7356-3603, Researcher Id: U-9684-2018, zhanchik1979@mail.ru

Литература

Левченко Н. В. Формирование экологически ориентированного мировоззрения в системе образования: теоретические подходы // Интеграция образования. 2016. Т. 20, № 3. С. 364–373. DOI: 10.15507/1991-9468.084.020.201603.364-373

Абдыкаримов Б. А., Жанабаев З. Ж., Мукушев Б. А. Синергетическая концепция образования для устойчивого развития // Alma mater (Вестник высшей школы). 2005. № 11. С. 56–57. URL: https://almavest.ru/ru/archive/811/2311 (дата обращения: 21.10.2018).

Абасов З. Инновация в образовании и синергетика // Alma mater (Вестник высшей школы). 2007. № 4. С. 3–12.

Бритвин П. В. Теория самоорганизации в образовании и информационные проблемы современности // Информатика и образование. 2007. № 2. С. 36–38. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=9438631 (дата обращения: 21.10.2018).

Мукушев Б. А. Синергетическое образование: проблемы и перспективы // Стандарты и мониторинг

в образовании. 2006. № 4. С. 8–12. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16931165 (дата обращения: 21.10.2018).

Мукушев Б. А. Синергетический подход к экологизации образования // Alma mater (Вестник высшей

школы). 2008. № 10. С. 30–38. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12232174 (дата обращения: 21.10.2018).

Мукушев Б. А. Интеграция естественно-научного образования на основе синергетического подхода // Стандарты и мониторинг в образовании. 2007. № 4. С. 17–20. URL: http://elibrary.ru/item.asp?Id=16931275 (дата обращения: 21.10.2018).

Мукушев Б. А. Отражение идей синергетики в содержании школьного естественно-научного образования // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2010. Вып. 2. С. 93–97. URL: https://vestnik.tspu.edu.ru/archive.html?year=2010&issue=2&article_id=2105 (дата обращения: 21.10.2018).

Алексеев Н. А. Размышления о синергетике в педагогике // Образование и наука. 2004. № 6 (30). С. 103–107. URL: http://archive.edscience.ru/sites/default/files/2004/6-2004.pdf (дата обращения: 21.10.2018).

Гапонцева М. Г., Федоров В. А., Гапонцев В. Л. Синергетический подход в педагогической науке: границы и условия применения // Образование и наука. 2006. № 5 (41). С. 13–19. URL: http://archive.edscience.ru/sites/default/files/2006/2006-5.pdf (дата обращения: 21.10.2018).

Pyragas K., Borodinienė A. Some synergetic aspects of education // Pedagogy. 2014. Vol. 113, no. 1. Pp. 211–228. URL: http://www.pedagogika.leu.lt/index.php/Pedagogika/article/view/18 (дата обращения: 21.10.2018).

Pedagogical synergetics as the activity approach basis in professional and pedagogical training at the university / R. K. Serezhnikova [et al.] // International Education Studies. 2015. Vol. 8, no. 8. Pp. 148–156. DOI: 10.5539/ies.v8n8p148

The synergetic approach to liberal education of the university students / L. Tararina [et al.] // Mediterranean

Journal of Social Sciences. 2015. Vol. 6, no. 2 S3. Pp. 98–104. DOI: 10.5901/mjss.2015.v6n2s3p98

Steklova I. N. Synergetics in science and education // Russian Education and Society. 2004. Vol. 46, issue 2. Pp. 82–88. DOI: 10.1080/10609393.2004.11056876

Yasinsky V. V. Investigation of self-organization processes in educational systems by synergetic modeling // Cybernetics and Systems Analysis. 2010; 46(2):314-325. URL: https://link.springer.com/article/10.1007/s10559-010-9209-y (дата обращения: 21.10.2018).

Зорина Л. Я. Отражение идей самоорганизации в содержании образования // Педагогика. 1996. № 4. С. 105–109.

Виненко В. Г. Синергетика в школе // Педагогика. 1997. № 2. С. 55–60.

Назарова Т. С., Шаповаленко В. С. «Синергетический синдром» в педагогике // Педагогика. 2001. № 9. С. 25–33.

Ильченко В. И., Проказа А. Т. Духовно-гуманитарный потенциал естественных дисциплин //Педагогика. 2005. № 3. С. 1 17–122.

Модель методики формирования биологической картины мира у учащихся общеобразовательной школы / М. А. Якунчев [и др.] // Интеграция образования. 2016. Т. 20, № 4. С. 522–528. DOI: 10.15507/1991-9468.085.020.201604.522-528

Мукушев Б. А., Мукушев С. Б., Турдина А. Б. Изучение основ теории информации в процессе обучения информатике // Информатика и образование. 2008. № 5. С. 88–89. URL: https://elibrary.ru/contents.asp?id=33218350 (дата обращения: 21.10.2018).

Haken H. Visions of synergetics // International Journal of Bifurcation and Chaos in Applied Sciences and Engineering. 1997. Vol. 07, no. 09. Pp. 1927–1951. DOI: 10.1 142/S0218127497001515

Knyazeva N. Synergetics and the images of future // Futures. 1999. Vol. 31, no. 3/4. Pp. 281–290. URL: https://publications.hse.ru/en/articles/110343831 (дата обращения: 21.10.2018).

Дворяткина С. Н., Мкртчян М. А., Розанова С. А. Духовно-нравственный эффект как результат интеграции математического и гуманитарного знания в высшей школе // Интеграция образования.

Т. 22, № 2. С. 353–368. DOI: 10.15507/1991-9468.091.022.201802.3 53-368

Игнатова В. А. Синергетика как метод познания природы и общества // Экология и жизнь. 1999. № 2. С. 28–32. URL: http://www.ecolife.ru/arhiv/flash/10(2-1999).html (дата обращения: 21.10.2018).

Щербаков Р. Н. Синергетический подход в школьном обучении // Педагогика. 2016. № 4. С. 3–11. URL: http://pedagogika-rao.ru/journals/2016/05 (дата обращения: 21.10.2018).

Опубликован
2018-12-13
Раздел
Модернизация образования