Разработка комплекса критериев анализа ответов обучаемого в экспертных системах контроля и оценки знаний

  • Виктория Николаевна Головачёва РГП «Карагандинский государственный технический университет» https://orcid.org/0000-0002-2024-2109
  • Надежда Ивановна Томилова РГП «Карагандинский государственный технический университет» https://orcid.org/0000-0001-8782-5627
  • Гульнур Балтабаевна Абилдаева РГП «Карагандинский государственный технический университет» https://orcid.org/0000-0003-3262-2552
Ключевые слова: дидактика, тестирование, формы конструирования тестового ответа, комплекс критериев, экспертная система контроля и оценки знаний, качество обучения

Аннотация

Введение. В статье рассматривается проблема объективного оценивания знаний с использованием экспертных автоматизированных систем контроля и оценки знаний. Актуальность статьи обусловлена повышением качества проведения контроля и оценки знаний методом тестирования. Цель статьи заключается в обосновании эффективности и разработки комплекса критериев анализа тестового ответа и научно обоснованного подхода к их оцениванию.
Материалы и методы. Исследование проводилось на основе системного анализа и методики отслеживания результатов обучения Б. Блума, а также методики, широко используемой в исследовании качества обучения по оценке образовательных достижений учащихся Program for International Student Assessment. Для изучения проблемы было проведено анкетирование, в котором приняли участие 102 преподавателя и 357 студентов Карагандинского государственного технического университета и Карагандинского государственного университета имени Е. А. Букетова.
Результаты исследования. В статье предложен новый подход к конструированию тестового вопроса и ответа, допускающего свободно конструируемую форму тестового ответа. Анализ оценки такого ответа достигается комплексом критериев ее формирования на основе разработанных алгоритмов критериев оценки их качества. Это дает возможность применить полученные результаты для решения научной проблемы объективного оценивания знаний с использованием тестирования.
Обсуждение и заключение. Выполненное исследование расширило представление о возможностях использования экспертных систем контроля и оценки знаний и повышении объективности знаний, приобретенных в процессе обучения. Полученные результаты представляют практическую значимость для педагогов при разработке экспертных систем контроля и оценки знаний. Перспектива дальнейшего изучения – совершенствование метода тестирования посредством расширения комплекса критериев оценки знаний.

Биографии авторов

Виктория Николаевна Головачёва, РГП «Карагандинский государственный технический университет»

профессор кафедры информационно-вычислительных систем РГП «Карагандинский государственный технический университет» (100027, Казахстан, г. Караганда, Бульвар Мира, д. 56), доктор педагогических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2024-2109, Scopus ID: 56646538500, Researcher ID: N-9843-2017, golovacheva_vn@mail.ru

Надежда Ивановна Томилова, РГП «Карагандинский государственный технический университет»

доцент кафедры информационно-вычислительных систем РГП «Карагандинский государственный технический университет» (100027, Казахстан, г. Караганда, Бульвар Мира, д. 56), кандидат технических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8782-5627, Scopus ID: 57194212148, Researcher ID: B-2794-2019, tomilova_kstu@mail.ru

Гульнур Балтабаевна Абилдаева, РГП «Карагандинский государственный технический университет»

старший преподаватель кафедры информационно-вычислительных систем РГП «Карагандинский государственный технический университет» (100027, Казахстан, г. Караганда, Бульвар Мира, д. 56), магистр технических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3262-2552, Researcher ID: B-3194-2019, gulek_dil@mail.ru

Опубликован
2019-09-12
Раздел
Академическая интеграция