Проблемы языковой и академической адаптации иностранных студентов в России

  • Оксана Александровна Береговая Сибирский институт управления - филиал РАНХиГС https://orcid.org/0000-0001-8357-0583
  • Вячеслав Иванович Кудашов ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» https://orcid.org/0000-0001-7009-8179
Ключевые слова: интернационализация, высшее образование, иностранный студент, языковой барьер, языковая адаптация, академическая адаптация, русский язык как иностранный

Аннотация

 

Введение. В условиях интернационализации высшего образования привлечение иностранных студентов рассматривается как средство усиления страны на международном образовательном рынке.
Статья посвящена изучению проблем языковой и академической адаптации иностранных студентов в России и трудностей, с которыми они сталкиваются во время обучения в российских вузах. Актуальность статьи обусловлена усилением интеграционных процессов, международных связей, конкурирующих тенденций между системами высшего образования в мире.
Материалы и методы. В статье используются данные онлайн-анкетирования и интервью иностранных студентов. Авторами представлены результаты исследования иностранных студентов вузов г. Новосибирска (N = 310), полученных с помощью Google Forms в апреле 2018 г. Исследование проводилось на основе методов социологического опроса, интервью.
Результаты исследования. Были изучены две группы студентов: первая включала учащихся из стран постсоветского пространства (N1 = 256), вторая – из других стран (N2 = 54). По итогам исследования были выявлены общие проблемы: низкий уровень образования в целом, слабая подготовленность по основным и специальным дисциплинам, различие форм и методов обучения. Основным препятствием успешной адаптации иностранных студентов является языковой барьер. Авторы статьи доказали необходимость местных и региональных программ с целью поддержки иностранных студентов – для быстрой и гармоничной адаптации их к новым условиям. В данной работе предложены наиболее эффективные пути преодоления трудностей адаптации: ориентационные программы как отечественные дополнительные образовательные программы, курсы повышения квалификации для преподавателей, обучающих иностранных студентов, услуги и клубы поддержки иностранных студентов.
Обсуждение и заключение. Полученные результаты вносят вклад в развитие теоретико-методологической базы по изучению проблем адаптации студентов из числа иностранных граждан. Представленные в статье результаты исследования имеют большую практическую значимость для организации обучения иностранных студентов в вузе. Статья может быть полезна преподавателям и руководителям российских вузов, международным исследователям.

Биографии авторов

Оксана Александровна Береговая, Сибирский институт управления - филиал РАНХиГС

доцент кафедры международных отношений и гуманитарного сотрудничества Сибирского института управления – филиала РАНХиГС (630102, Россия, г. Новосибирск, ул. Нижегородская, д. 6), кандидат философских наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8357-0583, Researcher ID: E-1439-2019, zaroza@mail.ru

Вячеслав Иванович Кудашов, ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет»

заведующий кафедрой философии ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» (660041, Россия, г. Красноярск, пр. Свободный, д. 79), доктор философских наук, профессор, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7009-8179, Researcher ID: N-6941-2015, vkudashov@mail.ru

Опубликован
2019-12-17
Раздел
Академическая интеграция