Роль социальной микросреды в духовно- нравственном воспитании молодежи как предмет осмысления в педагогике русского зарубежья (1920–1930-е гг.)

  • Татьяна Викторовна Машарова ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» http://orcid.org/0000-0001-5974-7748
  • Василий Александрович Сахаров ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» http://orcid.org/0000-0002-0155-6188
  • Людмила Геннадьевна Сахарова ФГБОУ ВО «Кировский государственный медицинский университет Минздрава России» http://orcid.org/0000-0002-6445-6416
Ключевые слова: социальная микросреда, духовно-нравственное воспитание, нравственные чувства, молодежь, педагогика русского зарубежья

Аннотация

Введение. Актуальность рассматриваемой проблемы состоит в том, что духовно-нравственное воспитание в наши дни становится одним из ведущих направлений в образовательной политике государства, поэтому изучение положительного историко-педагогического опыта воспитания подрастающего поколения может оказать большую помощь в реализации политики по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи. Целью статьи является анализ духовно-нравственного воспитания и его эмоционально-ценностных аспектов, а также влияния социальной микросреды на процесс духовно-нравственного воспитания детей в трудах педагогов и философов русского эмигрантского зарубежья (1920–1930-е гг.)
Материалы и методы. Методологическую основу исследования составили системный подход к пониманию целостного педагогического процесса; научные исследования, посвященные изучению философско-педагогического наследия русской эмиграции (1920–1930-е гг.). Основным методом является теоретический анализ архивных источников, а также педагогической, психологической, философской и исторической, литературы по проблеме, рассматриваемой в статье. Использовались такие методы как ретроспективный, интерпретации (объяснение, сравнение, аналогия), синтеза и обобщения, анкетирования.
Результаты исследования. Авторами подчеркивается, что изучение работ и опыта ряда педагогов и философов русского зарубежья свидетельствует о том, что они реализовали ряд направлений, отвечающих таким требованиям современной педагогики, как ориентация на воспитание на основе общечеловеческих нравственных ценностей, а также обращение к чувствам и интересам ребенка в процессе воспитания. Ведущим методическим подходом к духовно-нравственному воспитанию является актуализация его эмоциональной сферы ребенка в процессе организации эмоционально-ценностной воспитательной среды, способствующей развитию нравственных чувств.
Обсуждение и заключения. Создание эмоционально-ценностной среды мыслилось в педагогике русского зарубежья как организация педагогически целенаправленного воздействия социальной микро среды на процесс развития нравственных чувств личности воспитанника. Исследование истории педагогики российского зарубежья позволит включить в практику современной российской педагогики комплекс идей и концепций, отражавших общечеловеческие и национальные духовно-нравственные ценности, описанные в трудах и практическом опыте мыслителей и педагогов русской эмиграции (1920–1930-е гг.), что может оказать значительное содействие в решении проблем духовно-нравственного воспитания современной молодежи.

Биографии авторов

Татьяна Викторовна Машарова, ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»

профессор Департамента педагогики Института педагогики и психологии образования ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» (129226, Россия, г. Москва, 2-й Cельскохозяйственный проезд, д. 4), доктор педагогических наук, профессор, ORCID: http://orcid.org/0000-0001-5974-7748, mtv203@mail.ru

Василий Александрович Сахаров, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет»

доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» (610000, Россия, г. Киров, ул. Ленина, д. 199), кандидат педагогических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-0155-6188, Scopus ID: 5689265510, vas701@rambler.ru

Людмила Геннадьевна Сахарова, ФГБОУ ВО «Кировский государственный медицинский университет Минздрава России»

заведующий кафедрой гуманитарных и социальных наук ФГБОУ ВО «Кировский государственный медицинский университет Минздрава России» (610027, Россия, г. Киров, ул. К. Маркса, д. 137), кандидат исторических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-6445-6416, slg75@rambler.ru

Опубликован
2018-09-04
Раздел
Академическая интеграция