ИКТ-инструменты профессиональной деятельности педагога: сравнительный анализ российского и европейского опыта

  • Татьяна Николаевна Носкова ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» http://orcid.org/0000-0002-2058-626X
  • Татьяна Борисовна Павлова ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» http://orcid.org/0000-0003-4559-4490
  • Ольга Валерьевна Яковлева ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» http://orcid.org/0000-0002-5878-099X
Ключевые слова: педагогические ИКТ-инструменты, электронный образовательный ресурс, дистанционные образовательные технологии, смешанное обучение, электронная образовательная среда, информационное образовательное пространство

Аннотация

Введение: актуальность исследования обусловлена необходимостью совершенствования компетенций педагогов в области владения ИКТ-инструментами в связи с активным применением электронного и смешанного обучения, а также дистанционных образовательных технологий. Цель статьи заключалась в изучении и сравнении компетенций российских и европейских педагогов в области применения педагогических ИКТ-инструментов. 
Материалы и методы: использованы методы сопоставления и анализа отечественной и зарубежной педагогической практики на основе результатов анкетирования преподавателей, имеющих опыт применения ИКТ в образовании.
Результаты исследования: раскрыто понятие «педагогические ИКТ-инструменты», предложена типология инструментов и система показателей, характеризующая их применение в педагогической практике. Определены проблемные аспекты как в использовании средств информационных технологий и электронных образовательных ресурсов, так и в вариативности предоставляемых образовательных возможностей и учете предпочтений обучающихся. Выявлены общие тенденции и направления исследований применения ИКТ-инструментов в деятельности педагога. Обоснована необходимость дальнейшего совершенствования компетенций российских и европейских педагогов в области владения педагогическими ИКТ-инструментами. 
Обсуждение и заключения: авторами сделан вывод, что российские и зарубежные преподаватели обладают сходными компетенциями в области применения педагогических ИКТ-инструментов, однако интенсивность их использования различна и зависит от опыта предоставления образовательных услуг в дистанционной форме, политики образовательного учреждения, а также осознания специфики смешанного обучения. Практическая значимость полученных результатов включает: во-первых, обоснование направлений, которые необходимо усилить в программах профессиональной подготовки для будущих и действующих педагогов; во-вторых, выявление спектра возможных причин затруднения интеграции российских университетов в глобальное информационное и образовательное пространство. Перспективы исследования заключаются в более детальном выявлении структуры компетенций применения педагогических ИКТ-инструментов. Статья может быть интересна педагогам, методистам, исследователям в области применения ИКТ в образовании.

Биографии авторов

Татьяна Николаевна Носкова, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»

директор Института компьютерных наук и технологического образования ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» (191186, Россия, г. Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 48), доктор педагогических наук, профессор, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-2058-626X, Scopus ID: 56502060200, Researcher ID: M-9946-2016noskovatn@gmail.com

Татьяна Борисовна Павлова, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»

доцент кафедры методики информационного и технологического образования ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» (191186, Россия, г. Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 48), кандидат педагогических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0003-4559-4490, Scopus ID:56501641100, Researcher ID: V-3024-2017pavtatbor@gmail.com

Ольга Валерьевна Яковлева, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»

доцент кафедры методики информационного и технологического образования ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» (191186, Россия, г. Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 48), кандидат педагогических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-5878-099X, Scopus ID:56501775600, Researcher ID: T-7447-2017o.yakovleva.home@gmail.com

Опубликован
2018-03-30
Раздел
Международный опыт интеграции образования