Cоциально-психологический тренинг как средство формирования коммуникативной компетентности студентов-менеджеров

  • Елена Николаевна Махмутова ФГАОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений (Университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации» http://orcid.org/0000-0002-2341-1131
  • Мария Михайловна Андреева ГБОУ ВО МО «Академия социального управления» http://orcid.org/0000-0003-2185-7831
  • Татьяна Алексеевна Дмитренко ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» http://orcid.org/0000-0001-8716-6772
Ключевые слова: тренинг, коммуникативная компетентность, коммуникативный навык, менеджмент, психологическая диагностика

Аннотация

Введение: внедрение компетентностно-ориентированного подхода в российском образовании и современные запросы рынка труда обусловливают актуальность проблемы формирования коммуникативной компетентности и ее психологических характеристик – коммуникативных знаний, умений, способностей. Цель статьи – оценка возможностей и путей совершенствования социально-психологического тренинга как методического инструмента развития коммуникативной компетентности. 
Материалы и методы: в исследовании применялись методы психодиагностики: авторские методики и тесты, необходимые для определения уровня развития коммуникативных знаний, умений, способностей. Для выполнения расчетов использовался статистический пакет STADIA 8.0.
Результаты исследования: обосновывается перспектива формирования у студентов-менеджеров готовности управления динамическим соотношением коммуникативных знаний, умений, способностей в будущей профессиональной деятельности. В результате диагностики выявлен прирост знаний, повышение показателей компетентного общения и уровня развития коммуникативных способностей. Предложен авторский подход, отличительной чертой которого стал переход от диагностики психологических характеристик коммуникативной компетенции к повышению их качеств посредством социально-психологического тренинга. 
Обсуждение и заключения: участие в тренинге оказало положительное влияние на соответствующие психологические характеристики коммуникативной компетентности. Совершенствование программы тренинга предполагает расширение упражнений по самопрезентации и поведению в конфликте, формирование готовности управления динамическим соотношением психологических характеристик коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности. Предлагается включить тренинги по формированию коммуникативной компетентности в контекст вузовского обучения студентов-менеджеров на постоянной основе. Статья адресована тем, кто включен в процесс формирования индивидуальной траектории профессионального развития – студентам, магистрантам, аспирантам, преподавателям высшей школы, специалистам по управлению персоналом различных организаций.

Биографии авторов

Елена Николаевна Махмутова, ФГАОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений (Университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации»

доцент кафедры педагогики и психологии ФГАОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений (Университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации» (119454, Россия, г. Москва, пр. Вернадского, д. 76), кандидат психологических наук, доцент, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-2341-1131, Researcher ID: E-4900-2017makhur@mail.ru

Мария Михайловна Андреева, ГБОУ ВО МО «Академия социального управления»

магистр (психология) ГБОУ ВО МО «Академия социального управления» (129344, Россия, г. Москва, ул. Енисейская, д. 3, корп. 5), ORCID: http://orcid.org/0000-0003-2185-7831andreevam.m@yandex.ru

Татьяна Алексеевна Дмитренко, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»

профессор кафедры методики преподавания иностранных языков ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (119991, Россия, г. Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1), академик Международной академии наук педагогического образования, доктор педагогических наук, профессор, ORCID: http://orcid.org/0000-0001-8716-6772, Researcher ID: A-6876-2017dmit.t.a@mail.ru

Опубликован
2018-03-30
Раздел
Модернизация образования