Выявление факторов риска возникновения нарушений письма и чтения: технологический и прогностический аспекты

  • Анна Алексеевна Алмазова ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» http://orcid.org/0000-0002-7042-6037
  • Галина Васильевна Бабина ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» http://orcid.org/0000-0003-4942-4480
  • Марина Михайловна Любимова ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» https://orcid.org/0000-0001-9212-8500
  • Татьяна Александровна Соловьева ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» https://orcid.org/0000-0001-8786-700X
  • Наталья Владимировна Рябова ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» https://orcid.org/0000-0002-0697-483X
  • Елена Дмитриевна Бабина ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» http://orcid.org/0000-0002-4761-8831
Ключевые слова: нарушение речи, нарушение письма и чтения, выявление факторов риска, подготовка к обучению грамоте, пропедевтика нарушений, прогнозирование трудностей обучения

Аннотация

Введение: актуальность исследования, посвященного диагностике готовности детей к овладению письмом и чтением, определяется тем, что его результаты способствуют выявлению факторов риска развития трудностей в обучении грамоте. Цель статьи – описание результатов исследования предпосылок овладения детьми письмом и чтением и установление факторов, относящихся к дефицитарным. 
Материалы и методы: в исследовании применялись теоретический (интерпретативный) и эмпирический (использование в констатирующем эксперименте авторской технологической карты) методы. Обработка результатов осуществлялась с помощью пакета прикладных статистических программ IBM SPSS Statistics version 24.
Результаты исследования: установлены и охарактеризованы факторы риска возникновения нарушений письма и чтения, отражающие недостаточную сформированность устной речи, языковой и метаязыковой способности, невербальных предпосылок обучения письму и чтению; выделены группа детей с достаточным (актуально значимым) уровнем готовности к обучению грамоте и группа риска. Отражена результативность применения авторской технологической карты; подтверждены ее высокие диагностические и прогностические возможности. 
Обсуждение и заключения: проанализированные результаты исследования по своей сути не противоречат данным, получившим отражение в работах российских и зарубежных ученых; представленные материалы дополняют имеющуюся информацию и способствуют заполнению лакунарных участков исследования предпосылок обучения письму и чтению. Выявленные факторы риска развития трудностей обучения грамоте могут быть использованы в диагностической и прогностической деятельности педагогов. Обсуждение предлагаемой концепции и полученных экспериментальных данных в научно-педагогической аудитории обнаруживает реальные возможности внедрения технологической карты и результатов ее применения в систему деятельности учителей начальной школы и воспитателей дошкольных организаций, в том числе участвующих в реализации моделей инклюзивного образования.

Биографии авторов

Анна Алексеевна Алмазова, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»

заведующий кафедрой логопедии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (119991, Россия, г. Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1/1), кандидат педагогических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-7042-6037aa.almazova@mpgu.edu

Галина Васильевна Бабина, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»

профессор кафедры логопедии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (119991, Россия, г. Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1/1), кандидат педагогических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0003-4942-4480galinav@inbox.ru

Марина Михайловна Любимова, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»

доцент кафедры логопедии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (119991, Россия, г. Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1/1), кандидат педагогических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9212-8500mm.lubimova@mpgu.edu

Татьяна Александровна Соловьева, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»

директор Института детства, заведующий кафедрой инклюзивного образования и сурдопедагогики ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (119991, Россия, г. Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1/1), кандидат педагогических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8786-700Xta.solovyova@m.mpgu.edu

Наталья Владимировна Рябова, ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева»

заведующий кафедрой специальной педагогики и медицинских основ дефектологии ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (430007, Россия, г. Саранск, ул. Студенческая, д. 13), доктор педагогических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0697-483X, Scopus ID: 56610007200cpsm@mordgpi.ru

Елена Дмитриевна Бабина, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»

ассистент кафедры русского языка и методики его преподавания в начальной школе ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (119991, Россия, г. Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1/1), ORCID: http://orcid.org/0000-0002-4761-8831elenab198@gmail.com

Опубликован
2018-03-30
Раздел
Непрерывное образование