Управление процессом обучения английскому языку как иностранному: восприятие в Китае и России

  • Наталья Васильевна Чичерина ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”» https://orcid.org/0000-0002-1040-9120
  • Фэн Лю ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова» https://orcid.org/0000-0002-1497-0724
  • Оксана Юрьевна Образцова ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова» https://orcid.org/0000-0002-8457-5746
Ключевые слова: управление учебным процессом, академический менеджмент, управление поведением, мотивация, общение в классе, взаимоотношения в классе, английский язык как иностранный

Аннотация

 

Введение. Управление учебным процессом является одной из самых важных областей изучения иностранного языка. Быстрый рост интернационализации образования требует сравнения управления учебным процессом в разных странах. Однако сравнительное исследование по этой проблематике в китайских и российских вузах изучено недостаточно. Целью данной работы является анализ восприятия управления учебным процессом в Китае и России при преподавании английского языка как иностранного.
Материалы и методы. Исследование проведено на основе сравнительно-сопоставительного анализа, описательного, статистического и других методов. Для изучения проблемы было организовано анкетирование, в котором приняли участие 129 человек. Анкета по 5-балльной шкале Лайкерта используется как в китайских, так и в российских университетах, к данным интервала были применены три квартиля и U-критерий Манна – Уитни.
Результаты исследования. В результате кросс-культурного анализа сходств и различий в восприятии пунктов анкеты авторы установили, что в целом восприятие управления учебным процессом у китайских и российских респондентов имеет больше сходств, чем различий. Понимание различий в восприятии китайскими и российскими респондентами в университетах помогает преподавателям и студентам оправдать ожидания друг друга, а также стимулирует новые или измененные стратегии управления работой в классе. Кроме того, сформулирован ряд практических рекомендаций преподавателям для более эффективного управления учебным процессом в Китае и России.
Обсуждение и заключение. Сделанные авторами выводы вносят вклад в развитие теории и практики обучения иностранным языкам. Перспективность дальнейшего исследования связана с выяснением причин различий и сходств в восприятии и практике управления учебным процессом в культурах Китая и России.

Биографии авторов

Наталья Васильевна Чичерина, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”»

заместитель директора ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”» (190008, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Союза Печатников, д. 16), профессор, доктор педагогических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1040-9120, nchicherina@hse.ru

Фэн Лю, ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова»

аспирант кафедры перевода и прикладной лингвистики ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова» (163002, Россия, г. Архангельск, Набережная Северной Двины, д. 17), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1497-0724, Scopus ID: 57208142910, real.fengliu@gmail.com

Оксана Юрьевна Образцова, ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова»

преподаватель Высшей школы психологии, педагогики и физического культуры ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова» (163002, Россия, г. Архангельск, Набережная Северной Двины, д. 17), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8457-5746, o.obrazcova@narfu.ru

Опубликован
2020-06-15
Раздел
Международный опыт интеграции образования