Дидактические возможности современных информационных технологий в подготовке специалиста-химика

  • Елена Владимировна Береснева ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» http://orcid.org/0000-0002-3913-3906
  • Михаил Александрович Зайцев ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» http://orcid.org/0000-0001-8726-6714
  • Роман Владимирович Селезенев ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» http://orcid.org/0000-0002-2141-2907
  • Лариса Вячеславовна Даровских ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» http://orcid.org/0000-0001-5868-102X
  • Марк Моисеевич Соломонович Университет МакЭван
Ключевые слова: информационная технология, компьютерная технология, подготовка специалиста-химика, электронный учебный материал, биохимия и основы биорегуляции организмов

Аннотация

Введение: актуальность исследуемой проблемы обусловлена тем, что в условиях сокращения часов на аудиторную работу преподаватель высшей школы должен так строить педагогическую деятельность, чтобы мотивировать студентов на качественное изучение дисциплины и формирование профессиональных компетенций, что, по мнению авторов статьи, можно сделать путем использования информационных технологий в обучении. Цель статьи – осветить проблемы поиска оптимальных дидактических возможностей современных информационных технологий для совершенствования системы подготовки специалиста в области химии и проанализировать результаты исследований авторов в этом направлении. 
Материалы и методы: при написании статьи использовались разработки ученых по обсуждаемым вопросам, результаты научно-исследовательского и преподавательского опыта авторов. Основные методы исследования: теоретические – моделирование и конструирование процесса включения современных информационных технологий в преподавание химических дисциплин в вузе; эмпирические – наблюдение, анкетирование, тестирование, опытно-экспериментальная работа и ее методический анализ.
Результаты исследования: раскрыты основные компоненты системы обучения химии в вузе с использованием информационных технологий, выявлены необходимые для их реализации электронные дидактические материалы, обучающие и контролирующие программы, представлена апробация их в реальных условиях педагогической деятельности. Приведены результаты педагогического эксперимента, доказывающие эффективность использования данных подходов в подготовке специалиста-химика. 
Обсуждение и заключения: разработанные авторами электронные учебно-методические материалы, пособия и рекомендации могут использоваться при подготовке будущего специалиста-химика на ряде химических дисциплин и могут служить основой для разработки информационно-коммуникационного и инструментального обеспечения других химических дисциплин. Основными направлениями для дальнейшего исследования являются создание и апробация электронных учебников и учебных пособий, разработка вариантов использования интернет-технологий в обучении химии.

Биографии авторов

Елена Владимировна Береснева, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет»

профессор кафедры фундаментальной химии и методики обучения химии ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» (610000, Россия, г. Киров, ул. Московская, д. 36), кандидат педагогических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-3913-3906, Scopus ID: 57197774176evberesneva@mail.ru

Михаил Александрович Зайцев, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет»

доцент кафедры фундаментальной химии и методики обучения химии ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» (610000, Россия, г. Киров, ул. Московская, д. 36), кандидат педагогических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0001-8726-6714michail-zajcev@yandex.ru

Роман Владимирович Селезенев, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет»

старший преподаватель кафедры химии и технологии переработки полимеров ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» (610000, Россия, г. Киров, ул. Московская, д. 36), ORCID: http://orcid.org/0000-0002-2141-2907romanselezenev@gmail.com

Лариса Вячеславовна Даровских, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет»

доцент кафедры фундаментальной химии и методики обучения химии ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» (610000, Россия, г. Киров, ул. Московская, д. 36), кандидат педагогических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0001-5868-102X, Scopus ID: 57197773407larisa.darovskich@mail.ru

Марк Моисеевич Соломонович, Университет МакЭван

доцент Факультета искусств и науки, Университет МакЭван (10007-10049, ул. 155-я, Северо-Запад, Эдмонтон, АВ Т5Р, Канада), Scopus ID: 8695953900solomonovichm@macewan.ca

Опубликован
2018-03-30
Раздел
Академическая интеграция