Факторы, способствующие повышению мотивации студентoв технологических программ для посещения теоретических лекций

  • Гражина Дрессигер Вильнюсский технический университет им. Гедиминаса https://orcid.org/0000-0002-7549-6149
  • Соната Вдовинскиене Вильнюсский технический университет им. Гедиминаса https://orcid.org/0000-0002-4077-863X
Ключевые слова: технологические науки, мотивация студентов, пропуск лекций без уважительной причины, теоретическая лекция, компетенции преподавателей

Аннотация

Введение. В настоящее время в образовательном процессе используются много современных техно-
логий, открывающих доступ к новейшим научным источникам и позволяющих учиться дистанционно. В связи с этим в настоящей статье авторы анализируют факторы, мотивирующие студентов к посещению теоретических лекций.
Материалы и методы. В 2018–2019 учебном году в Вильнюсском техническом университете им. Гедиминаса было проведено cтандартизированное открытое интервью, в ходе которого были проанализированы мнения студентов технологических программ о мотивации учиться. В интервью приняли участие 110 студентов. В статье представлены результаты ответов на следующий вопрос: каким образом преподаватель может/должен мотивировать студентов к посещению теоретических лекций? Анализ ответов на этот вопрос выявил в общей сложности 243 высказывания, которые были разделены на т ри категории, а те, в свою очередь, на подкатегории.
Результаты исследования. Студенты связывают факторы мотивации с дидактической, коммуникативной и личностной компетенциями преподавателя. По мнению студентов, дидактическая компетенция преподавателя подразумевает умение наглядно связывать теоретический материал с практикой и доступно его излагать, планировать и организовывать лекцию, при проведении лекционных занятий применять различные интерактивные методы, а также поощрять студентов дополнительными накопительными баллами. Коммуникативная компетенция подразумевает умение активно и неформально общаться, а личностная – доброжелательное отношение к студенту и поддержание обратной связи с обучающимися. Выделенные компетенции преподавателя различаются по своей значимости. Преподаватели, стремящиеся своими лекциями заинтересовать студентов, должны критически оценить, связывают ли они теоретический материал с практикой, достаточно ли визуализируют его, а также насколько последовательно и структурированно излагают материал.
Обсуждение и заключение. Результаты исследования могут быть полезны для дальнейшего изучения мотивации студентов, преподавателям теоретических дисциплин в области технических наук.

 

Биографии авторов

Гражина Дрессигер, Вильнюсский технический университет им. Гедиминаса

преподаватель факультета творческих технологий Вильнюсского технического университета им. Гедиминаса (LT-10223, Литва, г. Вильнюс, ул. Саулетекио, д. 11), кандидат гуманитарных наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7549-6149, grazina.droessiger@vgtu.lt

Соната Вдовинскиене, Вильнюсский технический университет им. Гедиминаса

преподаватель факультета фундаментальных наук Вильнюсского технического университета им. Гедиминаса (LT-10223, Литва, г. Вильнюс, ул. Саулетекио, д. 11), кандидат физических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4077-863X, Scopus ID: 14061389300, Researcher ID: AAA-9765-2020, sonata.vdovinskiene@vgtu.lt

Опубликован
2020-03-16
Раздел
Исследовательская статья