Особенности проявления агрессивного поведения подростков во внеурочной командно-игровой деятельности

  • Людмила Николаевна Давыдова ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет» https://orcid.org/0000-0002-3196-8351
  • Кирилл Николаевич Фирсов МКОУ «СОШ с. Старокучергановка» https://orcid.org/0000-0001-6750-6688
Ключевые слова: агрессия, агрессивное поведение подростков, особенности проявления агрессивного поведения подростков, внеурочная командно-игровая деятельность, половая дифференциация

Аннотация

Введение. Стереотипы поведения, усвоенные в подростковом возрасте при отсутствии умений самоконтроля агрессивного поведения, могут привести к формированию устойчивой деструктивной модели поведения подрастающего поколения, разрушительно влияющей на общество. Цель статьи – изучение особенностей проявления агрессивного поведения подростков во внеурочной командно-игровой деятельности. Актуальность статьи обусловлена значимостью особенностей проявлений агрессивного поведения подростков для формирования умений самоконтроля агрессивного поведения и недостаточной их изученностью во внеурочной командно-игровой деятельности.
Материалы и методы. Исследование проводилось на основе опроса, направленного на выявление особенностей агрессивного поведения подростков. Для изучения проблемы был проведен констатирующий эксперимент, в котором приняли участие 456 школьников подросткового возраста. Обработка результатов осуществлялась с помощью критериев Колмогорова – Смирнова и Манна – Уитни. Расчеты выполнялись с помощью компьютерной программы IBM SPSS Statistics 21.
Результаты исследования. Проведенный анализ показал, что по сравнению со сверстниками подростки, участвующие во внеурочной командно-игровой деятельности, имеют более выраженные показатели физической, косвенной агрессии и негативизма. Уровень индекса агрессивности, раздражительность и подозрительность у изучаемых подростков оказался меньше, чем у подростков, не участвующих во внеурочной деятельности. Была выявлена дифференциация особенностей агрессивного поведения подростков во внеурочной командно-игровой деятельности. Мальчики-подростки, занимающиеся командно-игровой деятельностью, показали меньшие значения индекса агрессивности, они менее раздражительны, подозрительны и враждебны, однако демонстрируют большую физическую агрессию, в том числе и в ее прямой форме. Девочки-подростки, занимающиеся командно-игровой деятельностью, проявляют в большей степени физическую и косвенную агрессию, негативизм и обиду, а также показывают меньшие значения индекса агрессивности и подозрительности, они в меньшей степени проявляют вербальную агрессию, однако степень выражения прямой вербальной агрессии у них незначительно выше сверстниц.
Обсуждение и заключение. Данная статья может быть полезна исследователям и педагогам-практикам, занимающимся организацией внеурочной деятельности школьников в формате общеобразовательной школы, а также в условиях социокультурной рекреации.

 

Биографии авторов

Людмила Николаевна Давыдова, ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет»

профессор кафедры дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет» (414056, Россия, г. Астрахань, ул. Татищева, д. 20а), доктор педагогических наук, профессор, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3196-8351, Resercher ID: C-7492-2016, lugena2003@mail.ru

Кирилл Николаевич Фирсов, МКОУ «СОШ с. Старокучергановка»

педагог дополнительного образования МКОУ «СОШ с. Старокучергановка» (416101, Россия, Астраханская область, с. Старокучергановка, ул. Комсомольская, д. 99), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6750-6688, kfirsov86@mail.ru

Опубликован
2020-03-17
Раздел
Академическая интеграция