Детерминанты качества университетского образования: мнение студентов

  • Елена Николаевна Попова ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» http://orcid.org/0000-0002-5731-4233
  • Вадим Стриелковски Калифорнийский университет http://orcid.org/0000-0001-6113-3841
  • Людмила Сергеевна Киселева ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» http://orcid.org/0000-0002-8980-2821
Ключевые слова: качество образования, личность преподавателя, удовлетворенность качеством, социальное качество, мотивы получения образования, компетентность преподавателя, качество потребителя

Аннотация

Введение. Исследование посвящено изучению детерминант качества университетского образования
с точки зрения студентов, являющихся ключевым звеном на рынке образовательных услуг. Авторам
представляется актуальной задача выявления факторов, влияющих на удовлетворенность студентов
качеством образования, и их ранжирование применительно к современному этапу развития российского высшего образования.
Материалы и методы. Используются методы традиционного анализа: описание и классификация,
смысловая интерпретация данных, методы графического представления данных, ранжирование, а также контент-анализ. Эмпирическая база исследования включает результаты группового анкетирования студентов Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена и результаты вторичного анализа данных исследований по проблемам качества университетского образования.
Результаты исследования. В ходе исследования установлено, что ключевой детерминантой качества
университетского образования для студентов является компетентность преподавателя, вторую по
значимости позицию занимает материально-техническая среда университета, затем – организация
университетом практик, связь университета с работодателями, разветвленность и доступность студенческих обменов. В качестве мероприятий, необходимых для повышения качества образования,
студенты предлагают привлекать к учебному процессу специалистов-практиков и более компетентных
преподавателей. Определено, что активное вовлечение студентов в научно-исследовательскую работу, использование в сопровождении образовательного процесса электронных систем коммуникации и упорядочение методического сопровождения учебного процесса способствуют удовлетворенности студентов качеством образования.
Обсуждение и заключения. Полученные результаты представляют практический интерес для административно-управленческого аппарата высших учебных заведений, руководителей и сотрудников отделов мониторинга качества образования в университетах, а также представителей научного сообщества, занимающихся вопросами качества высшего образования. Дальнейшие исследования детерминант качества университетского образования должны сосредоточиться на углубленном изучении качества потребителя образовательных услуг.

Биографии авторов

Елена Николаевна Попова, ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»

преподаватель отделения среднего профессионального образования ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва», ORCID: http://orcid.org/0000-0002-5731-4233popovapraga@mail.ru

Вадим Стриелковски, Калифорнийский университет

приглашенный профессор Калифорнийского университета (94720-2284, США, г. Беркли, Кэйрлтон Cтрит 2000), директор Пражского института повышения квалификации (15200, Чехия, Прага 5, ул. Верихова 145/29), доктор наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0001-6113-3841, Researcher ID: J-6112-2017strielkowski@berkeley.edu

Людмила Сергеевна Киселева, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»

доцент кафедры социального управления ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» (191186, Россия, г. Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, д. 48), научный сотрудник Пражской бизнес-школы (15200, Чехия, Прага 5, ул. Верихова 145/29), кандидат экономических наук, доцент, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-8980-2821, Researcher ID: V-7287-2017kiseleva-l@mail.ru

Опубликован
2018-06-29
Раздел
Модернизация образования