Формирование коммуникативных компетенций у будущего педагога в студенческом научном обществе

  • Роман Сергеевич Наговицын ФГБОУ ВО «Глазовский государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко» https://orcid.org/0000-0003-4471-0875
  • Ирина Александровна Голубева ФГБОУ ВО «Глазовский государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко» https://orcid.org/0000-0001-5536-5523
Ключевые слова: коммуникативные компетенции, будущий учитель, студенческое научное общество, проект, внеучебная деятельность

Аннотация

Введение. Данная статья посвящена анализу процесса совершенствования коммуникативных качеств выпускников, будущих учителей-предметников на основе интеграции учебной и внеучебной деятельности. Авторы анализируют основные направления реализации межличностной, групповой и организационной коммуникации в профессиональной подготовке педагога. Цель статьи – обосновать эффективность программы формирования коммуникативных компетенций на основе проектной деятельности в студенческом научном обществе с помощью создания специального диагностического инструментария.
Материалы и методы. Теоретический этап исследования предполагал анализ отечественной и зарубежной педагогической теории, практики, стандартов и опыта решений по заявленной проблеме исследования. Для подтверждения эффективности результатов эксперимента применены методы математико-статистического анализа и создана специальная диагностика, составленная в соответствии с Профессиональным стандартом педагога на основе контент-анализа содержимого ответов.
Результаты исследования. На основе создания модели содержания коммуникативной компетенции будущего педагога разработана авторская 72-часовая программа по внеучебной деятельности. Особенность программы состояла в том, что в каждом мероприятии рассматривалось до трех ролей: координатор, креативный деятель, участник. В исследовании представлен новый взгляд на  мониторинг качества образования, в частности авторская диагностика по анализу умений использовать коммуникацию в достижении целей педагогической деятельности.
Обсуждение и заключение. Практическое применение выявленных в исследовании положений по интеграции учебной и внеучебной деятельности для формирования коммуникативных качеств студентов может быть реализовано в организации образовательно-воспитательного пространства высшего учебного заведения педагогического профиля. Использованный в исследовании квалиметрический подход к анализу трудоемкости учебных дисциплин в аспекте подсчета зачетных единиц по компетенциям может быть задействован в качестве одного из показателей мониторинга основных образовательных программ. Исследование будет полезно преподавателям кафедр педагогического направления для совершенствования образовательно-воспитательного пространства различных образовательных организаций по данному профилю подготовки.

Биографии авторов

Роман Сергеевич Наговицын, ФГБОУ ВО «Глазовский государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко»

декан факультета педагогического и художественного образования ФГБОУ ВО «Глазовский государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко» (427621, Россия, г. Глазов, ул. Первомайская, д. 25), доктор педагогических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4471-0875, Scopus ID: 56406490800, Researcher ID: N-2363-2016, gto18@mail.ru

Ирина Александровна Голубева, ФГБОУ ВО «Глазовский государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко»

аспирант кафедры педагогики и психологии, руководитель центра студенческих инициатив ФГБОУ ВО «Глазовский государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко» (427621, Россия, г. Глазов, ул. Первомайская, д. 25), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5536-5523, Researcher ID: E-3499-2019, irishka-golubeva423@yandex.ru

Опубликован
2019-03-12
Раздел
Психология образования