Исследование ориентации на личностную модель взаимодействия с детьми как структурного компонента готовности педагогов к инклюзивному образованию

  • Татьяна Витальевна Сафонова ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству https://orcid.org/0000-0001-8871-2069
  • Александра Сергеевна Сунцова ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» https://orcid.org/0000-0003-3817-4762
  • Рахима Гильметдиновна Аслаева ГБОУ ВО «Башкирская академия государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан» https://orcid.org/0000-0001-7455-7854
Ключевые слова: инклюзивное образование, личностно-профессиональная готовность педагогов, личностно-ориентированная модель взаимодействия, учебно-дисциплинарная модель взаимодействия, особые образовательные потребности

Аннотация

 Введение. В статье представлены результаты изучения проблемы кадрового обеспечения инклюзивного образования. Актуальность проводимого исследования определяется многочисленными затруднениями педагогов при обучении детей с особыми образовательными потребностями в условиях массовой школы. Авторы рассматривают личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми в качестве структурного компонента профессиональной готовности к инклюзивному образованию. Цель статьи – выявление и анализ особенностей модели взаимодействия с обучающимися у педагогов различных типов образовательных организаций.
Материалы и методы. В исследовании использован опросник В. Г. Маралова, В. А. Ситарова, позволяющий дифференцировать ориентированность педагогов на учебно-дисциплинарную либо личностно-ориентированную модель взаимодействия в образовательном процессе. Для обработки результатов исследования применялись методы непараметрической статистики (коэффициент корреляции Спирмена, тест для двух независимых выборок Манна-Уитни).
Результаты исследования. По итогам проведенного исследования выявлено, что у большинства педагогов различных типов образовательных организаций доминирует учебно-дисциплинарная модель взаимодействия с детьми, что выступает одним из факторов, препятствующих освоению педагогическим сообществом идеи и ценностей инклюзивного (адаптирующегося к особенностям ребенка) образования. Однако у педагогов инклюзивных  образовательных организаций и у студентов – будущих педагогов, по сравнению с педагогами  общеобразовательных и специальных учреждений, показатели личностно-ориентированной модели достоверно выше по целевым и инструментальным характеристикам деятельности.
Обсуждение и заключение. Исследование показало, с одной стороны, приверженность педагогов стереотипам авторитарной модели деятельности, а, с другой – наметившуюся тенденцию к их  преодолению педагогами инклюзивных школ и студентами, что выражает стремление к личностно-профессиональному саморазвитию. Практическая значимость исследования заключена в получении новых фактов, объясняющих затруднения педагогов в освоении современной стратегии образования. Перспективы исследования заключаются в дальнейшем выявлении составляющих личностно-профессиональной готовности педагогов к инклюзивному образованию. Статья может быть интересна педагогам и специалистам, занимающимся вопросами кадрового обеспечения инклюзивного образования.

Биографии авторов

Татьяна Витальевна Сафонова, ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству

профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству» (105064, Россия, г. Москва, ул. Казакова, д. 15), доктор педагогических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8871-2069, Researcher ID: B-1751-2019, safonova1956@mail.ru

Александра Сергеевна Сунцова, ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»

доцент кафедры педагогики и педагогической психологии ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» (426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, д. 1), кандидат педагогических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3817-4762, Researcher ID: B-1640-2019, st.ped@mail.ru

Рахима Гильметдиновна Аслаева, ГБОУ ВО «Башкирская академия государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан»

профессор кафедры дополнительного профессионального образования ГБОУ ВО «Башкирская академия государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан» (450000, Россия, г. Уфа, ул. Заки Валиди, д. 40), доктор педагогических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7455-7854, Researcher ID: B-2259-2019, rakhima.aslaeva@mail.ru

Опубликован
2019-03-12
Раздел
Психология образования