Обучение студентов вузов технологиям быстрого прототипирования как завершающий этап их подготовки к инновационной деятельности

Ключевые слова: инновационная инженерная деятельность, методическая система, технология быстрого прототипирования, компетентность, компетентностный подход

Аннотация

Введение. В настоящее время методические системы подготовки к инновационной инженерной деятельности предполагают вовлечение студентов во все этапы инновационного цикла, включая получение нематериального инновационного продукта. Однако невозможность получения в них студентами материального инновационного продукта снижает эффективность подготовки этих систем. Целью статьи является описание создания методической системы подготовки студентов к инновационной исследовательской деятельности на основе их вовлечения во все этапы получения материального инновационного продукта с использованием аддитивных технологий.
Материалы и методы. При написании статьи использовались основные положения интегрированного подхода к обучению – интеграция теоретического и практического обучения инновационной иженерной деятельности и междисциплинарная интеграция различных отраслей науки (педагогики, математического моделирования, 3D-моделирования, аддитивных технологий, инноватики), а также применялись методы анализа и синтеза, математического и физического моделирования материального инновационного продукта, педагогический эксперимент и математическая статистика.
Результаты исследования. В работе создана и реализована методическая система обучения студентов технических вузов инновационной исследовательской деятельности, обеспечивающая их вовлечение во все этапы инновационного цикла за счет использования технологий быстрого прототипирования, эффективность которой подтверждена результатами педагогического эксперимента.
Обсуждение и заключения. Выполненные исследования позволили создать методическую систему обучения студентов технических вузов инновационной исследовательской деятельности на основе использования технологий быстрого прототипирования, что значительно повышает эффективность такого обучения, поскольку обеспечивает участие обучающихся во всех этапах получения материального инновационного продукта в течение изучения учебного курса, во время проведения аудиторных занятий. Разработанная для реализации этой системы и апробированная в Мордовском государственном университете им. Н. П. Огарева одноименная методика обеспечивает практическую значимость рассматриваемого в статье исследования. Дальнейшее развитие представленного в статье материала видится в расширении инфраструктуры университетского центра проектирования и прототипирования «Рапид Про» и привлечение студентов к изготовлению в нем промышленных изделий.

Биографии авторов

Николай Иванович Наумкин, ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»

заведующий кафедрой основ конструирования механизмов и машин ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (430005, Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68/1), доктор педагогических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-1109-5370, Scopus ID: 56003962600, Researcher ID: L-4643-2018, naumn@yandex.ru

Елена Петровна Грошева, ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»

доцент кафедры основ конструирования механизмов и машин ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (430005, Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68/1), кандидат педагогических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4654-4869, Scopus ID: 57191541253, gvmbio@mail.ru

Галина Александровна Кондратьева, ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»

аспирант кафедры основ конструирования механизмов и машин ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (430005, Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68/1), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6388-147X, Scopus ID: 57192686563, mapp-electric@mail.ru

Владимир Федорович Купряшкин, ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»

доцент кафедры основ конструирования механизмов и машин ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (430005, Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68/1), кандидат технических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7512-509X, Scopus ID: 57191539821, Researcher ID: L-5153-2018, kupwf@mail.ru

Опубликован
2018-09-06
Раздел
Академическая интеграция