Модель «перевернутого обучения» в системе высшей школы: проблемы и противоречия

  • Наталья Леонидовна Антонова ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого президента России Б. Н. Ельцина» https://orcid.org/0000-0002-2063-4970
  • Анатолий Васильевич Меренков ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого президента России Б. Н. Ельцина» http://orcid.org/0000-0001-5900-0863
Ключевые слова: перевернутое обучение, проблемное обучение, высшее образование, преподаватель, студент, образовательный процесс

Аннотация

Введение. Развитие и внедрение в образовательную практику зарубежных и российских вузов инновационных моделей обучения актуализирует проблему готовности их использования преподавателями и восприятия со стороны студентов. Цель статьи – анализ отношения преподавательской общности к модели «перевернутого обучения» и ориентаций студентов на самостоятельное освоение лекционного материала, реализуемого посредством «перевернутого обучения». 
Материалы и методы. Эмпирической базой исследования стали анкетный опрос студентов II–IV курсов гуманитарных факультетов и полуструктурированное интервью c преподавателями Уральского федерального университета. 
Результаты исследования. Материалы исследования свидетельствуют о проблемах реализации и утверждения модели «перевернутого обучения» в образовательном процессе в системе высшей школы. В ходе исследования определено, что для успешного внедрения модели, по оценкам преподавательской общности, требуются такие условия, как перестройка системы учета норм времени, отводимого на различные виды занятий, формирование в вузе специального аппарата специалистов для технического сопровождения модели, организация специализированных семинаров, тренингов, мастер-классов для обучения технологии разработки и использования «перевернутого обучения» в практической деятельности. Результаты анкетного опроса студентов выявили трудности их включения в модель «перевернутого обучения», касающиеся прежде всего отсутствия навыков самостоятельной работы, которые формируются к старшим курсам. 
Обсуждение и заключения. Авторы полагают, что имеются предпосылки для успешной реализации модели «перевернутого обучения» в виде использования в образовательной деятельности информационных систем и программ, нацеленных на удовлетворение запросов студентов, при условии их обучения с первого курса методам самостоятельного анализа. Авторский коллектив апробировал методику социологического изучения отношения преподавателей и студентов к модели «перевернутого обучения», а также препятствий ее внедрения в систему высшего образования. Материалы исследования представляют интерес для администрации вузов, ориентированных на упрочение своих позиций в современном образовательном пространстве посредством включения в учебный процесс инновационных образовательных технологий. Полученные в ходе исследования результаты будут востребованы научным сообществом, в котором обсуждаются технологии смешанного обучения.

Биографии авторов

Наталья Леонидовна Антонова, ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого президента России Б. Н. Ельцина»

профессор кафедры прикладной социологи ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого президента России Б. Н. Ельцина» (620002, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Мира, д. 19), доктор социологических наук, доцент, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-2063-4970, Scopus ID: 57038433100, Researcher ID: Q-1495-2015n-tata@mail.ru

Анатолий Васильевич Меренков, ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого президента России Б. Н. Ельцина»

Professor of Chair of Applied Sociology, Yeltsin Ural Federal University (19 Prospekt Mira, Ekaterinburg 620002, Russia), Dr.Sci. (Sociology), Associate Professor, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-2063-4970, Scopus ID: 57038433100, Researcher ID: Q-1495-2015n-tata@mail.ru

Опубликован
2018-06-29
Раздел
Модернизация образования