Онлайн-безопасность как новый компонент цифровой грамотности молодежи

Ключевые слова: цифровая грамотность, кибербезопасность, молодежь, защита изображений, кибербуллинг, секстинг, цифровое пиратство, мистификация, мера, Польша

Аннотация

Введение. В статье проанализированы данные об уровне цифровой грамотности в области новых средств массовой информации и угроз, связанных с их использованием, среди учащихся старших классов средней школы (четвертый образовательный цикл).
Материалы и методы. Для изучения проблемы был проведен диагностический тест, содержащий 18 вопросов. В нем приняли участие 1 693 человека в возрасте 15–21 год. Исследование было разработано на основе традиционных методов тестирования знаний и навыков.
Результаты исследования. По итогам проведенного тестирования выявлено, что наиболее слабым компонентом цифровой грамотности являются знания, связанные с авторским правом, сильной областью – онлайн-покупки и финансовые операции. Были определены различия в отношении некоторых компонентов цифровой грамотности, определяемых гендерным фактором: девочки получили более высокие результаты тестов с точки зрения «мягких» навыков, мальчики показали лучшие познания в технических аспектах цифровой грамотности. По итогам кластерного анализа отмечено, что у 41,41 % учащихся хорошие и очень хорошие результаты теста на компетентность. Однако большинство студентов нуждаются в дальнейшем образовании по анализируемым областям.
Обсуждение и заключение. Материалы данной статьи будут полезны руководителям образовательных организаций. Полученные выводы могут способствовать качественному преобразованию учебных программ по информационным технологиям.

Биографии авторов

Лукаш Томчик, Краковский педагогический университет

научный сотрудник факультета социальных наук Краковского педагогического университета (30-084, Польша, г. Краков, ул. Подхорунжих, д. 2), доктор философии, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5652-1433, Scopus ID: 56780136100, Researcher ID: O-2800-2014, lukasz.tomczyk@up.krakow.pl

Людвик Эгер, Университет Западной Богемии 

доцент департамента маркетинга, торговли и услуг Университета Западной Богемии (301 00, Чешская Республика, г. Пльзень, ул. Университетская, д. 8), доктор педагогики, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5437-3297, Researcher ID: C-1330-2016, leger@kmo.zcu.cz

Опубликован
2020-06-15
Раздел
Международный опыт интеграции образования