Различия характеристик безопасности учащихся с ментальными нарушениями в подростковом и юношеском возрасте

  • Лидия Фаварисовна Фатихова ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы» https://orcid.org/0000-0002-7745-2457
  • Елена Фаварисовна Сайфутдиярова ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы» https://orcid.org/0000-0002-3821-5045
Ключевые слова: безопасность, опасная ситуация, подросток, лицо юношеского возраста, ментальное нарушение, способность к распознаванию опасных ситуаций, способность к распознаванию эмоциональных состояний участников опасных ситуаций, способность к прогнозированию и избеганию опасных ситуаций, тип отношения к опасности, субъективное благополучие личности

Аннотация

Введение. В современных психолого-педагогических исследованиях проблема становления безопасного поведения рассматривается у учащихся различного возраста, осуществляется попытка установить условия формирования видов психологической безопасности. Целью статьи является выявление готовности к безопасному поведению детей и подростков с ментальными нарушениями, понимания и интерпретации опасных ситуаций в различных с ферах жизнедеятельности.
Материалы и методы. При проведении исследования применялись следующие стандартизированные методики: опросник В. Г. Маралова, позволяющий установить тип отношения индивида в ситуации опасности (адекватный, тревожный, игнорирующий, неопределенный); адаптированная М. В. Соколовой скрининговая методика Г. Перуэ-Баду «Школа субъективного благополучия» для измерения эмоционального компонента субъективного благополучия; авторская методика на изучение восприятия подростками и юношами с ментальными нарушениями и их нормотипичными сверстниками различных видов опасности (физической, социальной и информационной). С целью подтверждения гипотезы исследования был использован двухфакторный дисперсионный анализ (факторы «Возраст» и «Ментальные нарушения»).
Результаты исследования. По итогам исследования авторы установили, что нормотипичные учащиеся в подростковом и юношеском возрасте обладают способностью распознавать опасные ситуации и эмоциональные состояния участников таких ситуаций, прогнозировать последствия и предлагать конструктивные способы по их избеганию. Возраст способствует формированию способности учащихся (с ментальными нарушениями и без нарушений) распознавать типы опасных ситуаций: в юношеском возрасте она выше, чем в подростковом. Возраст оказывает влияние на самооценку здоровья: у учащихся юношеского возраста данный показатель выше, чем у подростков. У учащихся с ментальными нарушениями способность к распознаванию опасностей физической и социальной среды, прогнозированию и их избеганию ниже, чем у их нормотипичных сверстников. Наличие ментальных нарушений оказывает влияние и на такой показатель, как «Признаки, сопровождающие основную психоэмоциональную симптоматику».
Обсуждение и заключение. Статья будет полезна исследователям, изучающим проблему безопасного поведения молодежи в различных ситуациях.

 

Биографии авторов

Лидия Фаварисовна Фатихова, ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»

доцент кафедры специальной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы» (450000, Россия, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, д. 3а), кандидат педагогических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7745-2457, Scopus ID: 56458963400, Researcher ID: AAB-6207-2020, lidiajune@mail.ru

Елена Фаварисовна Сайфутдиярова, ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»

доцент кафедры специальной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы» (450000, Россия, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, д. 3а), кандидат психологических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3821-5045, Scopus ID: 57193270725, Researcher ID: AAB-6186-2020, saifi@inbox.ru

Опубликован
2020-06-15
Раздел
Академическая интеграция