Готовность педагогов к обеспечению безопасности личности в инновационной образовательной среде

  • Евгений Анатольевич Алисов ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет» https://orcid.org/0000-0001-9335-8172
  • Людмила Степановна Подымова ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» https://orcid.org/0000-0001-6339-9248
  • Николай Анатольевич Подымов ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» https://orcid.org/0000-0001-7867-2809
Ключевые слова: безопасность, защищенность, опасность, угроза, риск, готовность, инновация, образовательная среда

Аннотация

Введение. Данная статья рассматривает комплексную проблему защищенности личности участников
образовательных отношений в процессе осуществления педагогических инноваций. Обозначается востребованное современной наукой принятие обеспечения безопасности как  педагогического феномена, что позволяет перевести закономерности подготовки педагогов в качественно иные форматы, отвечающие реалиям современного жизненного пространства. Особо актуальна общая характеристика готовности педагогов к обеспечению безопасности личности в инновационной образовательной среде, данная на основе комплекса выделенных показателей. Целью статьи является определение степени готовности педагогов к обеспечению безопасности  личности в инновационной образовательной среде.
Материалы и методы. Комплекс показателей готовности педагогов к обеспечению безопасности
личности в инновационной образовательной среде оценивается с использованием как теоретических
(идеализация, абстрагирование, дедукция, индукция), так и эмпирических (педагогический эксперимент, тестирование, выборочное наблюдение, экспериментальная беседа, профессионально-творческие задания, анкетный опрос, статистический анализ информации) методов.
Результаты исследования. Полученные результаты показывают, что общий уровень готовности педагогов к обеспечению безопасности личности в инновационной образовательной  среде не может быть оценен как достаточный. Особого внимания требует работа по формированию готовности педагогов к риску в процессе осуществления педагогических инноваций. У испытуемых
педагогов выявлен низкий уровень самоуважения и самопринятия, сензитивности к себе. Настоящее исследование расширило представления о безопасной инновационной образовательной среде как системе условий, обеспечивающих открытость субъектов образования культуре, новшествам, ситуациям неопределенного будущего, а также защищенность и оптимальность  взаимодействия с окружающим миром.
Обсуждение и заключение. В данной статье обозначены целевые ориентиры подготовки учителей
к научно обоснованному процессу обеспечения безопасности личности в инновационной образовательной среде. Результаты работы представляют интерес для научно-педагогического  сообщества, практикующих педагогов, административных работников образовательных организаций, студентов – будущих педагогов.

Биографии авторов

Евгений Анатольевич Алисов, ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет»

профессор департамента педагогики института педагогики и психологии образования ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет» (129226, Россия, г. Москва, 2-ой Сельскохозяйственный пр-д, д. 4, к. 1), доктор педагогических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9335-8172, Researcher ID: U-9035-2018, evgenii.alisov@mail.ru

Людмила Степановна Подымова, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»

заведующий кафедрой психологии образования факультета педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (119992, Россия, г. Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1, стр. 1), доктор педагогических наук, профессор, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6339-9248, Researcher ID: G-5537-2016, pod_ls@mail.ru

Николай Анатольевич Подымов, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»

профессор кафедры психологии образования факультета педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (119992, Россия, г. Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1, стр. 1), доктор психологических наук, профессор, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7867-2809, Researcher ID: W-7431-2018, pod_na@mail.ru

Литература

Алисов Е. А. Ограничение возможностей и безопасность личности в образовательной среде // Провинциальные научные записки. 2015. № 1. С. 102–107. URL: http://rosi-edu.ru/science/journal/journal-2015-1.pdf (дата обращения: 03.01.2018).

Баева И. А. Психологическая безопасность образовательной среды в структуре комплексной безопасности образовательной организации // Казанский педагогический журнал. 2017. № 6 (125). С. 12–18. URL: https://clck.ru/EoHBx (дата обращения: 03.01.2018).

Кисляков П. А. Экопсихология образовательной среды: подходы к проектированию и мониторингу // Экология человека. 2017. № 3. С. 42–50. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ekopsihologiyaobrazovatelnoysredy-podhody-k-proektirovaniyu-i-monitoringu (дата обращения: 03.01.2018).

Колыванова Л. А., Носова Т. М. Формирование инфекционной безопасности в профессиональной подготовке студентов с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер.: Психолого-педагогические науки. 2015. № 2 (26). С. 88–98. URL: http://vestnik-pp.samgtu.ru/article/view/id/388 (дата обращения: 03.01.2018).

Fındıkoğlu F., Alci B., Karatas H. The correlation between pre-service teachers’ attitudes towards technology and achievement in material design // Anthropologist. 2015. Vol. 20, no. 3. Pp. 744–753. URL: http://avesis.yildiz.edu.tr/YayinGoster.aspx?ID=4753&NO=7 (дата обращения: 03.01.2018).

Xiao Fen W. Research on preschool teachers’ safety education in China // International Journal of Humanities

Social Sciences and Education (IJHSSE). 2017. Vol. 4, issue 1. Pp. 32–35. DOI: 10.20431/2349-0381.0401004

Березина О. Л. Взаимодействие субъектов образовательного процесса в инновационной среде // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Сер.: Педагогика, психология. 2012. № 2 (9).

С. 38–40. URL: https://journal.tltsu.ru/rus/index.php/VNSPP/article/view/2842 (дата обращения: 03.01.2018).

Fındıkoğlu F., İlhan D. Realization of a desired future: innovation in education // Universal Journal of Educational Research. 2016. No. 4 (1 1). Pp. 2574–2580. DOI: 10.13189/ujer.2016.041110

Sahlberg P. Creativity and innovation through lifelong learning // Journal of Lifelong Learning in Europe. 2009. Vol. 14, no. 1. Pp. 53–60. URL: https://pasisahlberg.com/wp-content/uploads/2013/01/Creativity-and-innovation-in-LLL-2009.pdf (дата обращения: 03.01.2018).

Kiroğlu I. Innovation, creativity and education researcher // Social Science Studies. 2017. Cilt 5. Sayı IV. Рр. 409–422. URL: http://rssstudies.com/Makaleler/1311929737_409-422-Isil%20KIROGLU.pdf (дата обращения: 03.01.2018).

Pisanu F., Menapace P. Creativity and innovation: four key issues from a literature review // Creative Education. 2014. Vol. 05, no. 03. Pp. 145–154. DOI: 10.4236/ce.2014.53023

Zhao Y. A world at risk: an imperative for paradigm shift to cultivate 21st century learners // Society. 2015. Vol. 52, issue 2. Pp. 129–135. DOI: 10.1007/s121 15-015-9872-8

Malan L., Van Dijk D. The strategy to align road safety education to the further education and training band

curriculum // Africa Education Research. 2016. No. 13. Pp. 132–146. DOI: 10.1080/18146627.2016.1224557

Perception of road safety in children’s environment / F. Alonso [et al.] // American Journal of Educational Research. 2017. Vol. 5, no. 3. Pp. 273–278. DOI: 10.12691/education-5-3-7

Von Solms R., Von Solms S. Cyber safety education in developing countries // Systemics, Cybernetics and Informatics. 2015. Vol. 13, no. 2. Pp. 14–19. URL: http://www.iiisci.org/Journal/CV$/sci/pdfs/EA940GX15.pdf (дата обращения: 03.01.2018).

Bulling and school safety / G. M. Glew [et al.] // The Journal of Pediatrics. 2008. Vol. 152, issue 1. Pp. 123–128. DOI: 10.1016/j.jpeds.2007.05.045

Relationships between bulling and violence among US young / T. R. Nansel [et al.] // Archives of Pediatrics and Adolescent Medicine. 2003. Vol. 157, issue 4. Pp. 348–353. DOI: 10.1001/archpedi.157.4.348

Bergmuller S. The relationship between cultural individualism-collectivism and student aggression across 62 countries // Agressive Behavior. 2013. Vol. 39, issue 3. Pp. 182–200. DOI: 10.1002/ab.21472

Turcsányi-Szabó M. Aiming at sustainable innovation in teacher education – from theory to practice // Informatics in Education. 2012. Vol. 11, no. 1. Pp. 115–130. URL: https://www.mii.lt/informatics_in_education/pdf/INFE197.pdf (дата обращения: 03.01.2018).

Фильченкова И. Ф. Технологии вовлечения преподавателей в инновационную деятельность: технология организации и инновационной среды вуза // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 3. С. 131. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26541 (дата обращения: 03.01.2018).

Эркенова А. В. Инновационная образовательная среда вуза и ее влияние на формирование готовности будущих педагогов к инновационной деятельности // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2015. № 3. С. 150–157. URL: http://clck.ru/EoHVo (дата обращения: 03.01.2018) .

Ситников Ю. Е., Савчук А. Н. Формирование готовности будущих педагогов в вузе к обеспечению социальной безопасности в образовательных организациях // Вестник ТГПУ. 2016. № 9. С. 135–141. URL: http://vestnik.tspu.edu.ru/files/vestnik/PDF/articles/sitnikov_y._e._135_141_9_174_2016.pdf (дата обращения: 03.01.2018).

Подготовка специалистов в области информационной безопасности: инновационный подход к формированию образовательной среды / М. С. Чванова [и др.] // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2015. № 1. С. 18–31. URL: http://journals.tsutmb.ru/go/1810-231X/2015/1/18-31 (дата обращения: 03.01.2018).

Смирнова Н. А. Роль социального педагога в обеспечении без-опасности образовательной среды в современной школе // Таврический научный обозреватель. 2016 № 5-1 (10). С. 61–67. URL: http://tavr.science/stat/2016/05/TNO-10-ch1.pdf (дата обращения: 03.01.2018).

Янковец И. А., Величкин М. И., Зеновьев А. Г. Формирование готовности будущих учителей

безопасности к обеспечению безопасности в образовательном учреждении // Концепт. 2014. № 18. С. 66–70. URL: http://e-koncept.ru/2014/14736.htm (дата обращения: 03.01.2018).

Подымова Л. С., Алисов Е. А. Готовность субъектов образовательного процесса к педагогическому проектированию образовательной среды // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2010. Вып. 12. С. 135–138. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15563255 (дата обращения: 03.01.2018).

Опубликован
2018-12-13
Раздел
Исследовательская статья