Индикаторы детско-родительских отношений в контексте различных социально-демографических показателей

  • Артур Александрович Реан ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”» https://orcid.org/0000-0002-1107-9530
  • Иван Александрович Коновалов ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”» https://orcid.org/0000-0002-0982-5813
Ключевые слова: подросток, отцовство, семья, размер населенного пункта, гиперопека, принятие

Аннотация

Введение. В социализации подростков первостепенное значение принадлежит семье, однако по мере взросления увеличивается значимость места проживания. Актуальность статьи обусловлена различными тенденциями в изменении жизни современной семьи, а также возрастающим вниманием к проблеме неравенства между типами российских населенных пунктов. Цель статьи – исследование образа отца у современных подростков, проживающих в полных семьях в разных типах нас еленных пунктов.
Материалы и методы. Исследование проводилось в форме анонимного онлайн-опроса. Выборку составили 3 526 респондентов (из них 57 % девушек) из полных семей. Средний возраст респондентов – 16 лет. Анализ данных осуществлялся с помощью следующих методов статистической обработки:
критерий Краскела – Уоллеса, множественная линейная регрессия.
Результаты исследования. Выявлены основные тенденции детско-родительских отношений: девушки, по сравнению с юношами, статистически значимо выше оценивают показатели принятия и гиперопеки со стороны отцов; установлена связь воспринимаемой гиперопеки со стороны отца с типом населенного пункта, в котором проживают респонденты; выявлена связь гиперопеки со  стороны отца с числом детей в семье. Полученные данные позволяют выдвинуть обоснованное предположение о различиях между практиками контроля за поведением подростков в контексте специфики населенного пункта, в котором проживает семья. Принятие подростка родителями в большей степени обусловлено психологическими особенностями взаимодействия в семье, в то время как показатели гиперопеки (и практик контроля) значимо связаны со средовыми факторами.
Обсуждение и заключение. Статья представляет интерес для исследователей в области психологии семьи и подростков, а также потенциально может привлечь внимание специалистов, отвечающих за разработку и реализацию молодежной и семейной политики в России.

 

Биографии авторов

Артур Александрович Реан, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”»

заведующий лабораторией профилактики асоциального поведения института образования ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”» (101000, Россия, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20), председатель научно-координационного совета Российской академии образования (РАО) по вопросам семьи и детства, доктор педагогических наук, профессор, академик РАО, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1107-9530, Scopus ID: 6507072773, Researcher ID: A-5349-2015, arean@hse.ru

Иван Александрович Коновалов, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”»

аналитик лаборатории профилактики асоциального поведения института образования ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”» (101000, Россия, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0982-5813, Scopus ID: 55948993400, Researcher ID: AAH-2741-2019, iv.konovalov@yandex.ru

Опубликован
2020-09-18
Раздел
Исследовательская статья