Образовательная траектория и нейропсихологическое сопровождение детей после кохлеарной имплантации

  • Мария Евгеньевна Баулина НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа» https://orcid.org/0000-0003-4024-6489
Ключевые слова: кохлеарная имплантация, образовательная траектория, учебные навыки, коммуникативные навыки, нейропсихологическая диагностика

Аннотация

Введение. В статье анализируется современное состояние проблемы реабилитации детей после кохлеарной имплантации. Автор рассматривает различные подходы к школьному обучению глухих детей с кохлеарными имплантами, существующие в разных ст ранах. Актуальность темы исследования обусловлена значительным ростом в России за последние 10 лет числа таких детей школьного возраста. Целью статьи является описание сравнительного анализа представленного в научной литературе мирового опыта школьного обучения детей с кохлеарными имплантами по различным образовательным маршрутам.
Материалы и методы. В исследовании использовался количественный и качественный анализ данных 26 опубликованных ретроспективных исследований зарубежных и российских авторов с 2002 по 2017 гг. В качестве основных параметров количественного анализа были выбраны процентные показатели числа детей с кохлеарными имплантами, достигающих уровня развития учебных и социальных навыков.
Результаты исследования. Полученные результаты показывают, что учебные и социальные достижения школьников с кохлеарными имплантами по большинству исследуемых показателей редко превышают 50 % относительно здоровых сверстников. Успешность школьного обучения таких детей связана с выбором образовательной программы и применением  вспомогательных педагогических приемов. Настоящее исследование расширило представление о специфике развития отдельных психических функций ребенка с кохлеарными имплантами и выявило основные мишени нейропсихологической помощи детям в процессе выбора образовательной траектории.
Обсуждение и заключение. Данная проблематика может получить свое развитие в разработке новых методов психолого-педагогического сопровождения детей с кохлеарными имплантами в процессе школьного обучения. Полученные результаты способствют расширению области применения нейропсихологической диагностики при оценке готовности к школьному обучению и выборе образовательной траектории детей с нарушениями слуха. Результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности нейропсихологов, сурдопедагогов, логопедов и школьных учителей.

Биография автора

Мария Евгеньевна Баулина, НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа»

доцент кафедры клинической психологии факультета психологии НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа» (121170, Россия, г. Москва, Кутузовский проспект, д. 34), научный сотрудник факультета психологии ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова» (119991, Россия, г. Москва, Ленинские горы, д. 1), кандидат психологических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4024-6489, Researcher ID: V-6741-2018, psiho-sovet@yandex.ru

Литература

Баулина М. Е. Сравнительный анализ очного и заочного интернет-консультирования родителей детей с ограниченными возможностями здоровья // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Т. 23, № 3. С. 67–78. DOI: 10.17759/cpp.2015230305

Пономарева Л. П. Нарушение слуха у новорожденных детей [Электронный ресурс] // Лечащий врач. 2005. № 1. URL: https://www.lvrach.ru/2005/01/4531983 (дата обращения: 30.01.2018).

Punch R., Hyde M. Children with cochlear Implants in Australia: Educational settings, supports, and outcomes // Journal of Deaf Studies and Deaf Education. 2010. Vol. 15, issue 4. Pp. 405–421. DOI: 10.1093/deafed/enq019

Шматко Н. Д. Инновационные формы воспитания и обучения детей с нарушенным слухом // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2009. № 6. С. 16–25. URL: http://childrens-needs.com/katalog/katalog/izuchenie-i-korrekcija-vyjavlennyh-narushenij/innovacionnye-formy-vospitanija-i-obuchenija-4106 (дата обращения: 30.01.2018).

Малофеев Н. Н. Перспективы развития в России учебных заведений для детей с особыми образовательными потребностями // Дефектология. 2001. № 5. С. 3–11. URL: http://childrens-needs.com/katalog/katalog/izuchenie-i-korrekcija-vyjavlennyh-narushenij/modeli-sovmestnogo-obuchenija-8817 (дата обращения: 30.01.2018).

Bat-Chava Y., Martin D., Kosciw J. G. Longitudinal improvements in communication and socialization of deaf children with cochlear implants and hearing aids: Evidence from parental reports // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2005. Vol. 46, issue 12. Pp. 1287–1296. DOI: 10.1111/j.1469-7610.2005.01426.x

Christiansen J. B., Leigh I. W. Cochlear implants in children: Ethics and choices. Washington, DC : Gallaudet University Press, 2002. 360 p. DOI: 10.1093/deafed/enh 026

Sorkin D. L., Zwolan T. A. Trends in educational services for children with cochlear implants // International Congress Series. 2004. Vol. 1273. Pp. 417–421. DOI: 10.1016/j.ics.2004.08.066

Foster S., Cue K. Roles and responsibilities of itinerant specialist teachers of deaf and hard of hearing students // American Annals of the Deaf. 2005. Vol. 153, issue 5. Pp. 435–449. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/19350952 (дата обращения: 30.01.2018).

The educational settings of profoundly deaf children with cochlear implants compared with agematched peers with hearing aids: Implications for management / S. Archbold [et al.] // International Journal of Audiology. 2002. Vol. 41, issue 3. Pp. 157–161. DOI: 10.3109/14992020209077179

Edwards A., Edwards L., Langdon D. The mathematical abilities of children with cochlear implants // Child Neuropsychology. 2013. Vol. 19, issue 2. Pp. 127–142. DOI: 10.1080/09297049.201 1.639958

Khan S., Edwards L., Langdon D. The cognition and behaviour of children with cochlear implants, children with hearing aids and their hearing peers: A comparison // Audiology and Neuro-Otology. 2005. Vol. 10, no. 2. Pp. 1 17–126. DOI: 10.1159/000083367

Дундукова Е. В., Меерзон Т. И. Анализ образовательных траекторий обучающихся с кохлеарными имплантами в Российской Федерации // Концепт. 2017. Т. 35. С. 46–50. URL: http://e-koncept.ru/2017/771181.htm (дата обращения: 30.01.2018).

Люкина А. С. Владение школьниками с кохлеарными имплантами коммуникативными умениями на уроках и при индивидуальном выполнении заданий [Электронный ресурс] // Вестник Череповецкого государственного университета. 2015. № 1. С. 107–112. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vladenie-shkolnikami-s-kohlearnymi-implantami-kommunikativnymi-umeniyami-na-urokah-i-priindividualnom-vypolnenii-zadaniy (дата обращения: 30.01.2018).

Self-esteem and social well-being of children with cochlear implant compared to normal-hearing children / L. Percy-Smith [et al.] // International Journal of Pediatric Otorhinolaryngology. 2008. Vol. 72, issue 7. Pp. 1113–1120. DOI: 10.1016/j.ijporl.2008.03.028

Schorr Е. А. Early cochlear implant experience and emotional functioning during childhood // The Volta Review. 2006. Vol. 106, issue 3. Pp. 365–379. URL: http://psycnet.apa.org/record/2007-14930-007 (дата обращения: 30.01.2018).

Cochlear implants: the young people’s perspective / A. Wheeler [et al.] // Journal Deaf Studies and Deaf Education. 2007. Vol. 12, issue 3. Pp. 303–316. DOI: 10.1093/deafed/enm018

Correlates of psychosocial adjustment in deaf adolescents with and without cochlear implants: a preliminary investigation / I. W. Leigh [et al.] // Journal of Deaf Studies and Deaf Education. 2009. Vol. 14, issue 2. Pp. 244–259. DOI: 10.1093/deafed/enn038

Impact of early intervention on comprehensive language and academic achievement in Japanese hearing-impaired children with cochlear implants / A. Sugaya [et al.] // International Journal of Pediatric Otorhinolaryngology. 2015. Vol. 79, issue 12. Pp. 2142–2146. DOI: 10.1016/j.ijporl.2015.09. 036

Hayes H., Kessler B., Treiman R. Spelling of deaf children who use cochlear implants // Scientific Studies of Reading. 2011. Vol. 15, issue 6. Pp. 522–540. URL: https://www.learntechlib.org/p/51347 (дата обращения: 30.01.2018).

Sarant J. Z., Harris D. C., Bennet L. A. Academic outcomes for school-aged children with severeprofound hearing loss and early unilateral and bilateral cochlear implants // Journal of Speech Language and Hearing Research. 2015. Vol. 58, issue 3. Pp. 1017–1032. DOI: 10.1044/2015_J SLHR-H-14-0075

Analogic and symbolic comparison of numerosity in preschool children with cochlear implants / B. Arfe [et al.] // Deafness and Education International. 2011. Vol. 13, issue 1. Pp. 34–45. DOI: 10.1179/1557069X11Y.0000000002

Long-term outcomes of cochlear implantation in the preschool years: From elementary grades to high school / A. Geers [et al.] // International Journal of Audiology. 2008. Vol. 47. Pp. 21–30. DOI: 10.1080/14992020802339167

Zheng Y., Caissie R., Comeau M. Perception of hearing difficulties by adolescents who are deaf or hard of hearing and their parents, teachers, and peers with normal hearing // The Volta Review. 2001. Vol. 103, issue 3. Pp. 185–199.

Priestley K., Enns C., Arbuckle S. J. Altering practices to include bimodal-bilingual (ASL-Spoken English) programming at a small school for the deaf in Canada // Journal of Deaf Studies and Deaf Education. 2018. Vol. 23, issue 1. Pp. 82–94. DOI: 10.1093/deafed/enx040

Михалина Ю. И., Евтушенко И. В. Особенности развития речи младших школьников с кохлеарным имплантом в условиях инклюзивного обучения // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 10-4. С. 639–642. URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=10406 (дата обращения: 30.01.2018).

Феклистова С. Н. Обучение детей с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом, в учреждениях общего среднего образования: организационно-методический аспект // Адукацыя і выхаванне. 2015. № 1. С. 46–51.

Соколовская Т. А. Особенности речевого развития детей после кохлеарной имплантации // Специальное образование. 2013. № 2. С. 91–97. URL: https://core.ac.uk/download/pdf/42050765.pdf (дата обращения: 30.01.2018).

Marschark M., Rhoten C., Fabich M. Effects of cochlear implants on children’s reading and academic achievement // Journal of Deaf Studies and Deaf Education. 2007. Vol. 12, issue 3. Pp. 269–282. DOI: 10.1093/deafed/enm013

The scholastic achievement of profoundly deaf children with cochlear implants compared to their normal peers / M. Motasaddi-Zarandy [et al.] // Archives of Iranian Medicine. 2009. Vol. 12, issue 5. Pp. 441–447. URL: http://www.academia.edu/34117083/The_scholastic_achievement_of_profoundly_deaf_children_with_cochlear_implants_compared_to_their_normal_peers (дата обращения: 30.01.2018).

Thoutenhoofd E. Cochlear implanted pupils in Scottish schools: 4-year school attainment data (2000–2004) // Journal of Deaf Studies and Deaf Education. 2006. Vol. 11, issue 2. Pp. 171–188. DOI: 10.1093/deafed/enj029

Academic status and progress of deaf and hard-of-hearing students in general education classrooms / S. D. Antia [et al.] // Journal of Deaf Studies and Deaf Education. 2009. Vol. 14, issue 3. Pp. 293–311. DOI: 10.1093/deafed/enp009

Correlation between subjective andobjective hearing tests after unilateral and bilateral cochlear implantation / G. L. Ramakers [et al.] // BMC Ear, Nose and Throat Disorders. 2017. Vol. 17, issue 10. DOI: 10.1186/s12901-017-0043-y

Опубликован
2018-12-13
Раздел
Психология образования