Особенности совладающего поведения педагогов различного стажа и специальности

  • Анастасия Андреевна Киселева ГАУ ДПО «Институт развития образования Иркутской области» https://orcid.org/0000-0002-1131-2654
  • Михаил Юрьевич Кузьмин ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет» https://orcid.org/0000-0002-7538-8375
  • Владимир Васильевич Козлов ФГБОУ ВО «Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова» https://orcid.org/0000-0001-9804-3102
Ключевые слова: копинг-стратегия, педагогический работник, совладающее поведение, специальность, стаж

Аннотация

Введение. Выбор стратегий совладающего поведения является фактором повышения эффективности профессиональной деятельности работников образования. Несмотря на многочисленность публикаций по данной проблематике, отмечается недостаток исследований, посвященных детерминантам выбора педагогами копинг-стратегий. Цель исследования – выявить особенности копинг-стратегий у педагогических работников различного стажа и специальности.
Материалы и методы. Совладающее поведение педагогов изучалось при помощи русскоязычной версии опросника «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса, С. Фолкман и русскоязычной версии методики Э. Хейма. В исследовании принимали участие 475 педагогических работников различного стажа и специальности. Для статистической обработки использовались многофакторный дисперсионный анализ, H-критерий Краскела – Уоллиса, критерий χ².
Результаты исследования. В ходе дисперсионного анализа было установлено, что выбор предпочитаемых копинг-стратегий зависит не только от стажа, но и от специальности педагогических работников. Это касалось как конкретных стратегий («Дистанцирование», «Самоконтроль» и «Положительная переоценка»), так и продуктивных, относительно продуктивных и непродуктивных стратегий в целом. На основании выраженности стратегий совладающего поведения были выделены две группы педагогических работников: с более выраженными (воспитатели дошкольного образовательного учреждения, педагоги-психологи и учителя-предметники) и менее выраженными (учителя начальной школы и педагоги дополнительного образования) копингами.
Обсуждение и заключение. Специфика выбора как продуктивных, так и непродуктивных стратегий совладающего поведения определяется не только стажем работы, но и специальностью педагогического работника. Авторами установлены копинг-стратегии, наиболее свойственные различным группам педагогических работников. Полученные результаты могут быть полезны педагогам-психологам, осуществляющим психологическое сопровождение коллективов образовательных организаций. Выявленная специфика совладающего поведения педагогических работников может служить основой для разработки профилактических мероприятий по предупреждению профессионального выгорания.

 

Биографии авторов

Анастасия Андреевна Киселева, ГАУ ДПО «Институт развития образования Иркутской области»

методист кафедры педагогики и психологии ГАУ ДПО «Институт развития образования Иркутской области» (664007, Российская Федерация, г. Иркутск, ул. Красноказачья, д. 10А), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1131-2654, nk160493@gmail.com

Михаил Юрьевич Кузьмин, ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет»

доцент кафедры общей психологии ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет» (664003, Российская Федерация, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, д. 1), кандидат психологических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7538-8375, Scopus ID: 57192268883, mirroy@mail.ru

Владимир Васильевич Козлов, ФГБОУ ВО «Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова»

заведующий кафедрой социальной и политической психологии ФГБОУ ВО «Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова» (150003, Российская Федерация, г. Ярославль, ул. Советская, д. 14), доктор психологических наук, профессор, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9804-3102, kozlov@zi-kozlov.ru

Опубликован
2020-12-18
Раздел
Психология образования