Самоконтроль как базовый элемент профессиональной компетентности будущих IТ-специалистов

  • Милана Федоровна Бакунович УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» https://orcid.org/0000-0003-0908-5939
  • Наталия Леонидовна Станкевич УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» https://orcid.org/0000-0002-0704-7448
Ключевые слова: самоконтроль, эмоциональная и волевая составляющие самоконтроля, будущий IT-специалист, напряженные условия деятельности, точность и продуктивность деятельности, технология развития самоконтроля

Аннотация

Введение. В условиях увеличения напряженности профессиональной деятельности все большую значимость приобретают профессиональные компетенции, определяющие качество выполняемой работы, эффективность решения стратегических и тактических задач. Способность IT-специалистов осуществлять систематический контроль собственных действий в напряженных условиях позволяет им найти рациональный подход, обеспечить высокую точность деятельности, ее продуктивность. Актуальность проблемы самоконтроля деятельности обусловлена существующим противоречием между требованиями работодателя и актуальными умениями молодых специалистов, что определяет необходимость экспериментального исследования самоконтроля будущих IT-специалистов. Цель статьи заключается в раскрытии и обосновании актуальности проблемы самоконтроля,  представлении данных экспериментального исследования самоконтроля будущих IT-специалистов в напряженных условиях деятельности.
Материалы и методы. Экспериментальное исследование построено на стратегии методологической триангуляции, в соответствии с которой были использованы количественные (диагностические методики) и качественные (беседа, наблюдение) методы. Для обработки  результатов исследования применялись методика контент-анализа и методы математической статистики.
Результаты исследования. Определены особенности самоконтроля будущих IT-специалистов в напряженных условиях деятельности (эмоциональная и волевая составляющие). У испытуемых показатели осуществления контроля над собственным эмоциональным состоянием (самочувствие, активность, настроение) в условиях монотонии и ограниченности времени снижаются. Волевая составляющая самоконтроля деятельности будущих IT-специалистов характеризуется слабой  устойчивостью внимания, ухудшением скорости и качества действий. У обучающихся зафиксирована низкая частота проявления действий самоконтроля, направленных на достижение высокой  результативности деятельности.
Обсуждение и заключение. На основании проведенного исследования делаются выводы о том, что
будущие IT-специалисты в напряженных условиях деятельности испытывают трудности осуществления эмоционального и волевого самоконтроля. Полученные результаты представляют практическую значимость для психологов, педагогов при разработке и осуществлении программ психологического сопровождения обучающихся в системе среднего и высшего образования, определении и апробации технологий развития самоконтроля. Дальнейшие направления изучения проблемы самоконтроля связаны с выявлением способов формирования и развития самоконтроля у будущих IT-специалистов в условиях образовательного процесса.

Биографии авторов

Милана Федоровна Бакунович, УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»

заведующий кафедрой психологического обеспечения профессиональной деятельности Института психологии УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» (220030, Республика Беларусь, г. Минск, ул. Советская, д. 18), кандидат психологических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0908-5939, Researcher ID: T-7875-2018, bakunovich-m@mail.ru

Наталия Леонидовна Станкевич, УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»

преподаватель-стажер кафедры психологического обеспечения профессиональной деятельности Института психологии УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» (220030, Республика Беларусь, г. Минск, ул. Советская, д. 18), магистр психологических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0704-7448, Researcher ID: T-5399-2018, stankevichnata@mail.ru

Литература

Боковиков А. М. Модус контроля как фактор стрессоустойчивости при компьютеризации профессиональной деятельности // Психологический журнал. 2000. Т. 21, № 1. С. 93–102. URL: http://www.ipras.ru/08_1_00.shtml (дата обращения: 11.04.2018).

Иванников В. А., Монроз А. В. Сравнительный анализ устойчивых характеристик волевой активности в разных видах жизнедеятельности // Вестник Московского государственного областного университета. 2016. № 1. С. 16–24. DOI: 10.18384/2310-7235-2016-1-16-24

Современные проблемы изучения личностных ресурсов в профессиональной деятельности [Электронный ресурс] / Т. Ю. Иванова [и др.] // Организационная психология. 2018. Т. 8, № 1. С. 85–121. URL: https://www.hse.ru/data/2018/04/11/1164521982/OrgPsy_2018_1(5)_Ivanova_et_al(85-121).pdf (дата обращения: 11.04.2018).

Кузнецов В. А. Проблема надежности при подготовке водителей // Вестник Удмуртского университета. Сер.: Философия. Психология. Педагогика. 2017. Т. 27, № 2. С. 233–240. URL: http://journals.udsu.ru/philosophy-psychology-pedagogy/article/view/674 (дата обращения: 09.04.2018).

Kuhl J., Kazеn M., Koole S. L. Putting self-regulation theory into practice: A user’s manual // Applied Psychology: An International Review. 2006. Vol. 55, issue 3. Pp. 408–418. URL: https://pdfs.semanticscholar.org/bb06/31a161a462f5519adcb47853f83f94071846.pdf (дата обращения: 26.12.2017).

Regulatory and personality predictors of the reliability of professional actions / V. I. Morosanova [et al.] // Psychology in Russia: State of the Art. 2017. Vol. 10, issue 4. Pp. 195–207. DOI: 10.11621/pir.2017.0417

Teichman M., Leonova A. Mental health and risks in organizational behavior // European Journal of Work and Organizational Psychology. 2014. Vol. 23 (4). Pp. 618–627. URL: https://istina.msu.ru/publications/article/9651675 (дата обращения: 26.12.2017).

Self-control as a personal resource: Determining its relationships to success, perseverance and well-being / T. O. Gordeeva [et al.] // Russian Education and Society. 2017. Vol. 59, issue 5-6. Рp. 231–255. DOI: 10.1080/10609393.2017.1408367

Полякова О. Б. Самоконтроль в общении как фактор преодоления состояний деперсонализации психологов и педагогов // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 348. С. 133–137. URL: http://journals.tsu.ru/vestnik/&journal_page=archive&id=861&article_id=5908 (дата обращения: 15.12.2017).

Кузнецова А. С., Титова М. А. Эффективная саморегуляция состояния в напряженных условиях как дифференцирующая компетенция // Организационная психология и психология труда. 2016. Т. 1, № 1. С. 84–109. URL: http://work-org-psychology.ru/engine/documents/document204.pdf (дата обращения: 11.04.2018).

Snyder M. Self-monitoring of expressive behavior // Journal of Personality and Social Psychology. 1974. Vol. 30, no. 4. Pp. 526–537. URL: http://www.communicationcache.com/uploads/1/0/8/8/10887248/self-monitoring_of_expressive_behavior.pdf (дата обращения: 18.12.2017).

Rotter J. В. Cognates of personal control: Locus of control, self-efficacy, and explanatory style // Applied and Preventive Psychology. 1992. Vol. 1, issue 2. Pp. 127–129. DOI: 10.1016/S0962-1849(05)80154-4

Tangney J. P., Baumeister R. F, Boone A. L. High self-control predicts good adjustment, less pathology, better grades, and interpersonal success // Journal of Personality 2004. Vol. 72, issue 2. Pp. 271–324. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/15016066 (дата обращения: 25.12.2017).

Vohs K. D., Baumeister R. F., Schmeichel B. J. Motivation, personal beliefs, and limited resources all contribute to self-control // Journal of Experimental Social Psychology. 2012. Vol. 48. Рp. 943–947. DOI: 10.1016/j.jesp.2012.08.007

Uziel L., Baumeister R. F. The self-control irony: Desire for self-control limits exertion of self-control in demanding settings // Personality and Social Psychology Bulletin. 2017. Vol. 43, issue 5. Pp. 693–705. DOI: 10.1177/0146167217695555

Itzchakov G., Uziel L., Wood W. When attitudes and habits don’t correspond: Self-control depletion increases persuasion but not behavior // Journal of Experimental Social Psychology. 2018. Vol. 75. Рp. 1–10. DOI: 10.1016/j.jesp.2017.10.011

Job V., Dweck C. S., Walton G. M. Ego depletion-is it all in your head? Implicit theories about willpower affect self-regulation // Psychological Science. 2010. Vol. 21, issue 11. Рp. 1686–1693. DOI: 10.1177/0956797610384745

Muraven M., Slessareva E. Mechanisms of self-control failure: Motivation and limited resources // Personality and Social Psychology Bulletin. 2003. Vol. 29. Pp. 894–906. DOI: 10.1177/0146167203029007008

Mischel W. Toward an integrative science of the person // Annual Review of Psychology. 2004. Vol. 55. Pp. 1–22. DOI: 10.1 146/annurev.psych.55.042902.130709

Zimmerman B. J. Investigating self-regulation and motivation: Historical backgraund, methodological developments, and future prospects // American Education Research Journal. 2008. Vol. 45, issue 1. Pp. 166–183. DOI: 10.3102/0002831207312909

Фаликман М. В., Печенкова Е. В. Принципы физиологии активности Н. А. Бернштейна в психологии восприятия и внимания: проблемы и перспективы // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12, № 4. С. 48–66. DOI: 10.17759/chp.2016120405

Измерение самоконтроля и агрессии преступников / В. В. Краснов [и др.] // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2016. Т. 5, № 6А. С. 91–103. URL: http://www.publishing-vak.ru/file/archive-psycology-2016-6/8-krasnov-kurbatova-nasledov-nikiforov.pdf (дата обращения: 09.04.2018).

Сергиенко Е. А. Системно-субъектный подход: обоснование и перспектива // Психологический журнал. 2011. Т. 32, № 1. С. 120–132.

Павлова Н. С., Сергиенко Е. А. Субъектная и личностная регуляция поведения как проявление индивидуальности человека // Психологический журнал. 2016. Т. 37, № 2. С. 43–56.

Kleiman T., Hassin R. R., Trope Y. The сontrol-freak mind: Stereotypical biases are eliminated following conflict-activated cognitive control // Journal of Experimental Psychology: General. 2014. Vol. 143, issue 2. Pp. 498–503. DOI: 10.1037/a0033047

Когнитивный контроль и чувство присутствия в виртуальных средах / Б. Б. Величковский [и др.] // Экспериментальная психология. 2016. № 1. С. 5–20. DOI: 10.17759/exppsy .2016090102

Kotabe H. P., Hofmann W. On integrating the components of self-control // Perspectives on Psychological Science. 2015. Vol. 10, issue 5. Pp. 618–638. DOI: 10.1 177/1745691615593382

Янчук В. А. Эволюция метода социально-психологического исследования: от модернистской экстраспекции к постмодернистской диалогической методологии // Психологический журнал. 2007. № 1. С. 4–17. URL: http://media.miu.by/files/store/items/pj/13/pj_13_2007_1.pdf (дата обращения: 19.12.2017).

Станкевич Н. Л., Бакунович М. Ф. Структурные и динамические характеристики самоконтроля личности будущих специалистов // Becui БДПУ. Сер. 1. 2017. № 2. С. 65–69. URL: https://clck.ru/EnxAJ (дата обращения: 19.12.2017).

Опубликован
2018-12-13
Раздел
Психология образования