Оценка отсроченной эффективности формирующего психологического воздействия в образовательной среде

  • Ирина Александровна Баева ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» https://orcid.org/0000-0003-2457-8221
  • Людмила Ивановна Шахова ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова» https://orcid.org/0000-0003-1990-6825
Ключевые слова: оценка эффективности, формирующий эксперимент в психологии, образовательная среда, психологическая безопасность учащихся, психологическое воздействие

Аннотация

Введение. Актуальность исследования обусловлена значимостью методологических оснований и методических приемов для решения проблемы оценки отсроченной эффективности психологических программ и формирующих воздействий в системе образования. Авторы статьи показали, на примере программы обеспечения психологической безопасности учащихся начальной школы, возможность оценки эффективности психологического воздействия спустя три года после его осуществления. Цель статьи – представить результаты и алгоритм определения отсроченной  эффективности программы психологического воздействия в образовательной среде.
Материалы и методы. На этапе первичной диагностики эффективности были использованы авторская анкета для детей, их родителей и учителей, анкета-опросник «Типичные психические состояния учащихся в учебной деятельности», шкала явной тревожности для детей CMAS, методики «Лесенка», цветовых ассоциаций, рисунок «Я в школе», экспертная оценка образовательной среды с точки зрения рисков и ресурсов психологической безопасности. На этапе отсроченной диагностики (через три года после формирующего эксперимента) применялись тот же психодиагностический пакет и стандартизированная методика психологической безопасности образовательной среды И. А. Баевой. Методы математической статистики этапа отсроченной диагностики: двухэтапный кластерный анализ, Хи-квадрата Пирсона, дискриминантный анализ с предсказанием переменной, G-критерий знаков, ANOVA в SPSS Statistics 22.
Результаты исследования. Предложен алгоритм отсроченной оценки формирующего психологического воздействия в образовательной среде. Подтверждены валидность применяемого диагностического комплекса для оценки психологической безопасности младших школьников, учащихся кадетских классов, а также эффективность программы обеспечения психологической безопасности младших школьников, учащихся кадетских классов в непосредственной и отсроченной перспективе.
Обсуждение и заключение. Использованный в исследовании подход к отсроченной оценке эффективности психологических программ может являться основой для разработки методологии оценки качества формирующего эксперимента в психологии; повышения эффективности и значимости психологического сопровождения участников образовательной среды. Статья  представляет интерес для исследователей психологических проблем в образовании при определении эффективности программ сопровождения и поддержки.

 

Биографии авторов

Ирина Александровна Баева, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»

профессор кафедры психологии развития и образования, заведующий научно-исследовательской лабораторией ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» (191186, Россия, г. Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, д. 48), доктор психологических наук, профессор, академик РАО, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2457-8221, Scopus ID: 56662208400, Reseacher ID: Q-1687-2015, irinabaeva@mail.ru

Людмила Ивановна Шахова, ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова»

доцент кафедры психологии Высшей школы психологии, педагогики и физической культуры ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова» (163002, Россия, г. Архангельск, набережная Северной Двины, д. 17), кандидат психологических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1990-6825, Researcher ID: AAU-1803-2020, 79600001472@yandex.ru

Опубликован
2020-09-18
Раздел
Исследовательская статья