Психолого-педагогические условия формирования профессиональной ответственности у журналиста-международника в нераспространении «фейковых новостей»

  • Надежда Михайловна Романенко ФГАОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений МИД России» https://orcid.org/0000-0002-8706-6912
Ключевые слова: модель, журналист-международник, профессиональная ответственность, гражданская позиция, нравственная установка, упорство, принципиальность

Аннотация

Введение. Актуальность исследования обусловлена тем, что на фоне кризиса средств массовой информации и заниженной ответственности у журналистов отсутствуют исследования, предлагающие эффективные условия повышения личностного потенциала. Цель статьи – представить результаты исследования, осуществленного на факультете «Международная журналистика» Московского государственного института международных отношений, демонстрирующего действенное технологическое обеспечение искомого процесса. 
Материал и методы. Эмпирической базой исследования явились результаты многолетнего наблюдения и результаты анкетирования студентов II–IV курсов факультета «Международная журналистика», результаты повторного анализа и содержательной интерпретации итоговых результатов повышения качества подготовки журналистов-международников. 
Результаты исследования. Исследование предлагает эффективные условия повышения качества журналистского образования. В результате проведенного исследования были определены структурные компоненты концепта «профессиональная ответственность журналиста-международника», разработана и внедрена экспериментальная программа. Констатирующий этап выявил начальный уровень профессиональной ответственности у студентов экспериментальной и контрольной групп; формирующий – предполагал внедрение авторского элективного курса «Журналист – тебе имя», оптимизирующий – повышение уровня профессиональной ответственности; заключительный этап продемонстрировал эффективность предложенных технологий. 
Обсуждение и заключение. Автор предполагает, что созданные условия способны удовлетворить требования государственного заказа, работодателей медиарынка и будущих журналистов в овладении профессиональными компетенциями. Внедрение универсальной модели может быть воспроизведено в вузовской практике, нацеленной на повышение уровня журналистского образования. Результаты исследования представляют практический интерес для управленческого аппарата вузов, руководителей подразделений, осуществляющих постоянный мониторинг качества журналистского образования, а также ученых, занятых проблемами повышения качества образования специалистов средств массовой информации. Перспективные исследования детерминант повышения качества журналистского образования должны сфокусироваться на углублении профессиональных компетенций, обеспечивающих эффективность деятельности национальной и зарубежной медиасферы.

Биография автора

Надежда Михайловна Романенко, ФГАОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений МИД России»

профессор кафедры педагогики и психологии ФГАОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений МИД России» (119454, Россия, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 76), доктор педагогических наук, профессор, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8706-6912, Researcher ID: F-2458-2017rimn4@yandex.ru

Опубликован
2019-06-06
Раздел
Психология образования