Региональная специфика развития туристского потенциала: социологический анализ

  • Ольга Владимировна Рогач Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации https://orcid.org/0000-0002-3031-4575
  • Елена Викторовна Фролова Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации https://orcid.org/0000-0002-8958-4561
Ключевые слова: туристский потенциал, туристские ресурсы, туристическая привлекательность территории, региональное развитие, органы власти

Аннотация

Введение. Развитие туристского потенциала российских территорий относится к числу приоритетных государственных задач в современных условиях. Цель статьи – на основе проведенного исследования проанализировать региональную специфику развития туристского потенциала в Российской Федерации, его ключевые элементы в оценках руководителей муниципалитетов.

Материалы и методы. Ключевым методом исследования выступил анкетный опрос руководителей органов местного самоуправления Российской Федерации (n = 306). На первом этапе осуществлена рассылка анкет по электронной почте с обеспечением представительства всех федеральных округов Российской Федерации. На втором этапе проведен анализ линейных распределений, корреляционный анализ эмпирически значимых переменных с использованием программного обеспечения SPSS (группировка ответов по регионам и федеральным округам). Применение комплекса аналитических процедур позволило выделить региональную специфику развития туристского потенциала территорий.

Результаты исследования. С помощью полученных данных определены проблемы в развитии туристского потенциала российских территорий как по базовым, так и по дополнительным ресурсам. Подтвердилась гипотеза о преобладании туристских ресурсов, направленных на удовлетворение «усредненных» потребительских запросов туриста. Результаты исследования показали снижение оценок по объектам общественного питания эконом класса (средняя оценка 3,02 из 5), наличию хостелов (1,87 из 5), а также отсутствие условий для удовлетворения интересов высокодоходных туристов (по показателю «рестораны класса люкс» средняя оценка составляет 2,21 из 5). В ходе исследования выявлен недостаточный уровень развития дополнительных туристских ресурсов, обеспечивающих реализацию дифференцированных потребностей различных социальных групп.

Обсуждение и заключение. Сделан вывод о целесообразности поддержки предпринимательских инициатив, направленных на создание туристских продуктов и услуг как в эконом-, так и в люкс сегментах, формирование узнаваемого имиджа территорий в рамках популяризации их социальных ресурсов. Полученные результаты могут быть использованы в деятельности органов власти при разработке стратегий развития регионального туризма.

Биографии авторов

Ольга Владимировна Рогач, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

доцент Департамента социологии Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (125167, Российская Федерация, г. Москва, пр-т Ленинградский, д. 49/2), кандидат социологических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3031-4575, Reseacher ID: W-4432-2017, Scopus ID: 57191411110rogach16@mail.ru

Елена Викторовна Фролова, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

профессор Департамента социологии Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (125167, Российская Федерация, г. Москва, пр-т Ленинградский, д. 49/2), доктор социологических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8958-4561, Reseacher ID: С-8429-2016, Scopus ID: 55511159600efrolova06@mail.ru

Опубликован
2022-06-22
Раздел
Международные отношения