Личностные ресурсы психологической безопасности подростков и молодежи в образовательной среде
Аннотация
Введение. Актуальность исследования определяется значимостью категории «психологическая безопасность» для поддержки качества жизни современного человека, на которое сложным образом влияют физическое здоровье, психологическое благополучие, ценностные предпочтения, особенности социальных отношений и их связь с характерными особенностями окружающей среды. Состояние психологической безопасности − значимый фактор, обеспечивающий эффективность обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. Однако личностные ресурсы, способствующие поддержке данного состояния подростков и молодежи в образовательной среде, исследованны недостаточно. Цель статьи – представить результаты и алгоритм определения ресурсов подростков и молодежи, которые являются предикторами состояния психологической безопасности.
Материалы и методы. С целью изучения уровня психологической безопасности обучающихся применена методика «Психологическая безопасность образовательной среды» И. А. Баевой. Для оценки ценностных ориентаций личности использована методика Ш. Шварца, психологического благополучия – Шкала психологического благополучия К. Рифф, одиночества – Шкала одиночества (Д. Рассел, М. Фергюсон), безнадежности – Шкала безнадежности Бека, социального интеллекта – Шкала социального интеллекта Тромсо, агрессии – Опросник склонности к агрессии Басса – Перри, жизнестойкости – Тест жизнестойкости (С. Мадди). Методы математической статистики (описательная статистика, корреляционный и регрессионный анализы) реализованы в пакете IBM SPSS Statistics 19.
Результаты исследования. Доказано, что ресурсами психологической безопасности подростка в образовательной среде являются ценности, психологическое благополучие, социальный интеллект, низкий уровень агрессивности, жизнестойкость. Влияние на состояние психологической безопасности оказывают такие их проявления, как конформность и следование традициям, позитивный образ будущего, переживание общности с другими людьми, способность понимать и прогнозировать чувства и поведение других людей, чувство вовлеченности в события жизни.
Обсуждение и заключение. Полученные в исследовании результаты могут выступать основанием для разработки программ сопровождения психологической безопасности обучающихся в образовательной среде, развития их личностных ресурсов, способствующих устойчивости молодого поколения к негативным воздействиям социальной среды. Материалы статьи будут полезны исследователям психологических проблем безопасности в образовании, практическим психологам и специалистам системы образования для доказательности программ профилактики и обеспечения вопросов безопасности образовательной среды и ее участников.
Copyright (c) 2021 Ирина Александровна Баева, Лариса Альфисовна Гаязова, Ирина Владимировна Кондакова
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.