Интеграция социальных медиа в ежедневную активность подростков при разных уровнях саморегуляции
Аннотация
Введение. Цифровизация различных сфер жизни привела к тому, что социальные медиа (социальные сети, блоги, сервисы обмена информацией) становятся неотъемлемой частью ежедневной активности и деятельности, например образовательной. Обнаружены положительные и отрицательные эффекты активности в социальных медиа, которые расширили понимание их роли в психологическом благополучии, социализации подростков и молодежи. Вместе с тем вопрос об особенностях регуляции собственного поведения при увеличении интенсивности использования социальных медиа остается недостаточно изученным. Статья посвящена исследованию взаимосвязей особенностей саморегуляции и степени интеграции социальных медиа в ежедневную активность подростков.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие подростки (336 чел.) в возрасте 12–17 лет, у которых были определены характеристики саморегуляции по опроснику ССПМ-2020 В. И. Моросановой и активности в социальных сетях (Шкала интеграции социальных медиа в ежедневную активность, время, проводимое в сети, количество социальных сетей). Обработка результатов производилась на основе корреляционного, сравнительного и кластерного анализа.
Результаты исследования. Интеграция социальных медиа в ежедневную активность подростка отличается на разных уровнях саморегуляции. Однако формальные параметры (время и количество социальных сетей) не обнаруживают отличий при разном уровне саморегуляции. Активность в использовании социальных медиа остается относительно постоянной на протяжении подросткового возраста. Девушки больше проявляют поведенческую и эмоциональную связь с социальными медиа и демонстрируют большую их интеграцию в ежедневную активность.
Обсуждение и заключение. Развитие характеристик саморегуляции может способствовать не только успешности в учебной деятельности, но и большему самоконтролю активности в цифровой среде. Использование содержательных параметров оценки интеграции социальных медиа в ежедневную активность подростков может быть востребовано при изучении эффектов дистанционного обучения и создании программ сопровождения онлайн-обучения. Сделанные авторами выводы вносят вклад в развитие представлений о взаимосвязях характеристик саморегуляции и использовании социальных медиа подростками.
Copyright (c) 2022 Дмитрий Сергеевич Корниенко, Анна Яновна Фоминых, Александр Николаевич Веракса, Айдар Минимансурович Калимуллин, Юрий Иванович Семенов
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.