Интеграция социальных медиа в ежедневную активность подростков при разных уровнях саморегуляции

  • Дмитрий Сергеевич Корниенко Психологический институт Российской академии образования https://orcid.org/0000-0002-6597-264X
  • Анна Яновна Фоминых Психологический институт Российской академии образования https://orcid.org/0000-0002-6936-887X
  • Александр Николаевич Веракса Психологический институт Российской академии образования https://orcid.org/0000-0002-7187-6080
  • Айдар Минимансурович Калимуллин Казанский (Приволжский) федеральный университет https://orcid.org/0000-0001-7788-7728
  • Юрий Иванович Семенов Академия наук Республики Саха https://orcid.org/0000-0002-8766-3936
Ключевые слова: саморегуляция, цифровизация, социальные медиа, социальные сети, Интернет, подросток

Аннотация

Введение. Цифровизация различных сфер жизни привела к тому, что социальные медиа (социальные сети, блоги, сервисы обмена информацией) становятся неотъемлемой частью ежедневной активности и деятельности, например образовательной. Обнаружены положительные и отрицательные эффекты активности в социальных медиа, которые расширили понимание их роли в психологическом благополучии, социализации подростков и молодежи. Вместе с тем вопрос об особенностях регуляции собственного поведения при увеличении интенсивности использования социальных медиа остается недостаточно изученным. Статья посвящена исследованию взаимосвязей особенностей саморегуляции и степени интеграции социальных медиа в ежедневную активность подростков.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие подростки (336 чел.) в возрасте 12–17 лет, у которых были определены характеристики саморегуляции по опроснику ССПМ-2020 В. И. Моросановой и активности в социальных сетях (Шкала интеграции социальных медиа в ежедневную активность, время, проводимое в сети, количество социальных сетей). Обработка результатов производилась на основе корреляционного, сравнительного и кластерного анализа.
Результаты исследования. Интеграция социальных медиа в ежедневную активность подростка отличается на разных уровнях саморегуляции. Однако формальные параметры (время и количество социальных сетей) не обнаруживают отличий при разном уровне саморегуляции. Активность в использовании социальных медиа остается относительно постоянной на протяжении подросткового возраста. Девушки больше проявляют поведенческую и эмоциональную связь с социальными медиа и демонстрируют большую их интеграцию в ежедневную активность.
Обсуждение и заключение. Развитие характеристик саморегуляции может способствовать не только успешности в учебной деятельности, но и большему самоконтролю активности в цифровой среде. Использование содержательных параметров оценки интеграции социальных медиа в ежедневную активность подростков может быть востребовано при изучении эффектов дистанционного обучения и создании программ сопровождения онлайн-обучения. Сделанные авторами выводы вносят вклад в развитие представлений о взаимосвязях характеристик саморегуляции и использовании социальных медиа подростками.

Биографии авторов

Дмитрий Сергеевич Корниенко, Психологический институт Российской академии образования

старший научный сотрудник лаборатории психологии детства и цифровой социализации Психологического института Российской академии образования (119121, Российская Федерация, г. Москва, ул. Погодинская, д. 8), профессор кафедры общей психологии Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (119571, Российская Федерация, г. Москва, пр. Вернадского, д. 82), доктор психологических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6597-264X, Scopus ID: 36053200600, Researcher ID: L-5971-2015, dscorney@mail.ru

 

Анна Яновна Фоминых, Психологический институт Российской академии образования

младший научный сотрудник лаборатории психологии детства и цифровой социализации Психологического института Российской академии образования (119121, Российская Федерация, г. Москва, ул. Погодинская, д. 8), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6936-887X, Researcher ID: Q-3891-2018, aj.fominykh@gmail.com

 

Александр Николаевич Веракса, Психологический институт Российской академии образования

заместитель директора Психологического института Российской академии образования (119121, Российская Федерация, г. Москва, ул. Погодинская, д. 8), заведующий кафедрой психологии образования и педагогики Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (119991, Российская Федерация, г. Москва, Ленинские горы, д. 1), доктор психологических наук, профессор, академик РАО, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7187-6080, Scopus ID: 15770369700, Researcher ID: H-9298-2012, veraksa@yandex.ru

 

Айдар Минимансурович Калимуллин, Казанский (Приволжский) федеральный университет

директор Института психологии и образования Казанского (Приволжского) федерального университета (420008, Российская Федерация, г. Казань, ул. Кремлевская, д. 18), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7788-7728, Scopus ID: 56260775400, Researcher ID: N-1528-2013, kalimullin@yandex.ru

Юрий Иванович Семенов, Академия наук Республики Саха

руководитель Научно-образовательного центра Академии наук Республики Саха (677007, Российская Федерация, г. Якутск, пр-т Ленина, д. 33), кандидат исторических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8766-3936, yra_semen1109@mail.ru

Опубликован
2022-03-18
Раздел
Психология образования