Представления школьников о STEM-профессиях и карьере в России: результаты пилотного исследования

  • Елена Михайловна Колесникова Институт социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук https://orcid.org/0000-0003-2174-2524
  • Ирина Александровна Куденко Куденко консалтинг – глобальные услуги по оценке и исследованиям https://orcid.org/0000-0003-2110-8806
Ключевые слова: социология профессий, инженер, воспроизводство инженерных кадров, STEM, школа, профориентация, выбор профессии, гендерные стереотипы, байесовский подход

Аннотация

Введение. Мир труда переживает глобальные изменения, вызванные технологическими инновациями, демографическими изменениями и экологическими проблемами. Это повышает спрос на компетенции в области STEM (наука, технологии, инженерия и математика), которые все чаще рассматриваются как катализатор социального и экономического развития. Цель исследования – оценка мнений школьников на STEM-профессии, общего отношения студентов к STEM-образованию, а также их стремления и готовности выбрать карьеру в STEM и определить факторы, имеющие решающее значение для формирования интересов молодых людей к изучению STEM и выбору карьеры в данной сфере.
Материалы и методы. Настоящее пилотное исследование было проведено в мае 2019 г. в трех школах Москвы. Авторы использовали модифицированный опросник европейского исследования ECB-inGenious для изучения представлений о карьере STEM среди российских учащихся 8–9 и 10–11 классов.
Результаты исследования. По итогам исследования выявлено сочетание внутренних (когнитивных и поведенческих) и внешних (социальных, культурных и экономических) факторов. Школьники продемонстрировали глубокое понимание важности STEM-образования в обществе и позитивное восприятие профильных рабочих мест, однако рабочие места в промышленности для них менее привлекательны, чем в других областях STEM. Младшие школьники проявили большую заинтересованность относительно STEM-специальностей, чем старшие. Учащиеся классов, специализирующиеся на STEM, а также те, чьи родители профессионально связаны со STEM, продемонстрировали более позитивное отношение к STEM-образованию. Доказано влияние школы на выбор учениками STEM-карьеры.
Обсуждение и заключение. Результаты исследования вносят вклад в анализ проблематики выбора профессии старшеклассниками, перехода от образования к рынку труда. Материалы статьи будут полезны как практикам в профориентационной работе в школе, так и социальным исследователям.

 

Биографии авторов

Елена Михайловна Колесникова, Институт социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук

старший научный сотрудник Института социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук (117218, Российская Федерация, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, корп. 5), кандидат социологических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2174-2524kolesnikova@mail.ru

Ирина Александровна Куденко, Куденко консалтинг – глобальные услуги по оценке и исследованиям

главный эксперт Куденко консалтинг – глобальные услуги по оценке и исследованиям (RG1 4RU, Великобритания, г. Беркшир, Дьюк-стрит, д. 16–18), кандидат географических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2110-8806ikudenko@educationdevelopmenttrust.com

Опубликован
2022-09-28
Раздел
Модернизация образования