Формирование научного мировоззрения у школьников на основе включения идей синергетики в содержание образования
Аннотация
Введение. В статье изучаются вопросы оптимального применения элементов синергетики (теории самоорганизации) в качестве одного из наиболее важных методов формирования обобщенного мировоззрения у школьников, что определяет актуальность данной работы. Авторы анализируют основные научные направления синергетики и раскрывают ее мировоззренческую функцию. Цель статьи заключается в обосновании эффективности использования положений синергетики в процессе формирования мировоззрения у учащихся средней школы.
Материалы и методы. В качестве средства исследования были использованы следующие методы: педагогический эксперимент, тестирование, критерий знаков, анализ, опрос, сравнение и обобщение.
Результаты исследования. Выявлены методические средства, необходимые для активизации формирования системы мировоззренческих знаний у школьников. Элективные курсы рассмотрены как эффективное методическое средство реализации мировоззренческих функций школьных предметов. Представлены результаты педагогического эксперимента, в котором определены уровни сформированности мировоззренческих знаний по естественно-научным и гуманитарным предметам. При использовании идей синергетики в процессе формирования научного мировоззрения был реализован междисциплинарный подход к формированию мировоззренческих знаний у обучающихся. Полученные результаты показывают, что учебные материалы усваивались школьниками не фрагментарно, а целостно; у школьников сформировались интегральные знания об окружающей действительности и знания о синергетической картине мира.
Обсуждение и заключение. Практическая значимость исследования заключается во внедрении в образовательный процесс средней школы идей синергетики и структурировании содержания естественно-научных и гуманитарных предметов, нацеленных на формирование обобщенного мировоззрения школьников. Новизна исследования заключается в разработке интегративных предметов, курсов и междисциплинарных программ с синергетическим содержанием, что позволяет качественно подготовить педагогические кадры, способных реализовывать мировоззренческую функцию школьных предметов. Дальнейшее развитие представленного в статье материала видится в расширении сферы исследования в этих направлениях: конструирование системы мировоззренческо-синергетических знаний, необходимых для формирования обобщенного мировоззрения; разработка методики и технологий обучения школьников системе мировоззренческо-синергетических знаний. Педагогические результаты данного исследования могут быть применены в про ектировании предмета «Естествознание».
Литература
Левченко Н. В. Формирование экологически ориентированного мировоззрения в системе образования: теоретические подходы // Интеграция образования. 2016. Т. 20, № 3. С. 364–373. DOI: 10.15507/1991-9468.084.020.201603.364-373
Абдыкаримов Б. А., Жанабаев З. Ж., Мукушев Б. А. Синергетическая концепция образования для устойчивого развития // Alma mater (Вестник высшей школы). 2005. № 11. С. 56–57. URL: https://almavest.ru/ru/archive/811/2311 (дата обращения: 21.10.2018).
Абасов З. Инновация в образовании и синергетика // Alma mater (Вестник высшей школы). 2007. № 4. С. 3–12.
Бритвин П. В. Теория самоорганизации в образовании и информационные проблемы современности // Информатика и образование. 2007. № 2. С. 36–38. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=9438631 (дата обращения: 21.10.2018).
Мукушев Б. А. Синергетическое образование: проблемы и перспективы // Стандарты и мониторинг
в образовании. 2006. № 4. С. 8–12. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16931165 (дата обращения: 21.10.2018).
Мукушев Б. А. Синергетический подход к экологизации образования // Alma mater (Вестник высшей
школы). 2008. № 10. С. 30–38. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12232174 (дата обращения: 21.10.2018).
Мукушев Б. А. Интеграция естественно-научного образования на основе синергетического подхода // Стандарты и мониторинг в образовании. 2007. № 4. С. 17–20. URL: http://elibrary.ru/item.asp?Id=16931275 (дата обращения: 21.10.2018).
Мукушев Б. А. Отражение идей синергетики в содержании школьного естественно-научного образования // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2010. Вып. 2. С. 93–97. URL: https://vestnik.tspu.edu.ru/archive.html?year=2010&issue=2&article_id=2105 (дата обращения: 21.10.2018).
Алексеев Н. А. Размышления о синергетике в педагогике // Образование и наука. 2004. № 6 (30). С. 103–107. URL: http://archive.edscience.ru/sites/default/files/2004/6-2004.pdf (дата обращения: 21.10.2018).
Гапонцева М. Г., Федоров В. А., Гапонцев В. Л. Синергетический подход в педагогической науке: границы и условия применения // Образование и наука. 2006. № 5 (41). С. 13–19. URL: http://archive.edscience.ru/sites/default/files/2006/2006-5.pdf (дата обращения: 21.10.2018).
Pyragas K., Borodinienė A. Some synergetic aspects of education // Pedagogy. 2014. Vol. 113, no. 1. Pp. 211–228. URL: http://www.pedagogika.leu.lt/index.php/Pedagogika/article/view/18 (дата обращения: 21.10.2018).
Pedagogical synergetics as the activity approach basis in professional and pedagogical training at the university / R. K. Serezhnikova [et al.] // International Education Studies. 2015. Vol. 8, no. 8. Pp. 148–156. DOI: 10.5539/ies.v8n8p148
The synergetic approach to liberal education of the university students / L. Tararina [et al.] // Mediterranean
Journal of Social Sciences. 2015. Vol. 6, no. 2 S3. Pp. 98–104. DOI: 10.5901/mjss.2015.v6n2s3p98
Steklova I. N. Synergetics in science and education // Russian Education and Society. 2004. Vol. 46, issue 2. Pp. 82–88. DOI: 10.1080/10609393.2004.11056876
Yasinsky V. V. Investigation of self-organization processes in educational systems by synergetic modeling // Cybernetics and Systems Analysis. 2010; 46(2):314-325. URL: https://link.springer.com/article/10.1007/s10559-010-9209-y (дата обращения: 21.10.2018).
Зорина Л. Я. Отражение идей самоорганизации в содержании образования // Педагогика. 1996. № 4. С. 105–109.
Виненко В. Г. Синергетика в школе // Педагогика. 1997. № 2. С. 55–60.
Назарова Т. С., Шаповаленко В. С. «Синергетический синдром» в педагогике // Педагогика. 2001. № 9. С. 25–33.
Ильченко В. И., Проказа А. Т. Духовно-гуманитарный потенциал естественных дисциплин //Педагогика. 2005. № 3. С. 1 17–122.
Модель методики формирования биологической картины мира у учащихся общеобразовательной школы / М. А. Якунчев [и др.] // Интеграция образования. 2016. Т. 20, № 4. С. 522–528. DOI: 10.15507/1991-9468.085.020.201604.522-528
Мукушев Б. А., Мукушев С. Б., Турдина А. Б. Изучение основ теории информации в процессе обучения информатике // Информатика и образование. 2008. № 5. С. 88–89. URL: https://elibrary.ru/contents.asp?id=33218350 (дата обращения: 21.10.2018).
Haken H. Visions of synergetics // International Journal of Bifurcation and Chaos in Applied Sciences and Engineering. 1997. Vol. 07, no. 09. Pp. 1927–1951. DOI: 10.1 142/S0218127497001515
Knyazeva N. Synergetics and the images of future // Futures. 1999. Vol. 31, no. 3/4. Pp. 281–290. URL: https://publications.hse.ru/en/articles/110343831 (дата обращения: 21.10.2018).
Дворяткина С. Н., Мкртчян М. А., Розанова С. А. Духовно-нравственный эффект как результат интеграции математического и гуманитарного знания в высшей школе // Интеграция образования.
Т. 22, № 2. С. 353–368. DOI: 10.15507/1991-9468.091.022.201802.3 53-368
Игнатова В. А. Синергетика как метод познания природы и общества // Экология и жизнь. 1999. № 2. С. 28–32. URL: http://www.ecolife.ru/arhiv/flash/10(2-1999).html (дата обращения: 21.10.2018).
Щербаков Р. Н. Синергетический подход в школьном обучении // Педагогика. 2016. № 4. С. 3–11. URL: http://pedagogika-rao.ru/journals/2016/05 (дата обращения: 21.10.2018).
Copyright (c) 2018 Базарбек Агзашулы Мукушев, Балгын Сембаевна Желдыбаева, Июньгуль Сулжановна Мусатаева, Серик Базарбеквич Мукушев, Калия Утеповна Кариева, Айжан Базарбековна Турдина
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.