Антикоррупционные механизмы управления университетским образованием

  • Татьяна Михайловна Резер Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина https://orcid.org/0000-0002-4793-9918
  • Ирина Дмитриевна Тургель Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина https://orcid.org/0000-0001-8647-7739
  • Аксанат Жакитжановна Панзабекова Институт экономики Министерства образования и науки https://orcid.org/0000-0002-6389-9637
Ключевые слова: университетское образование, государственное управление, коррупция, антикоррупционные механизмы управления, высшая школа, студент, преподаватель

Аннотация

Введение. В современном обществе продолжается распространение коррупции в сфере высшего образования. Изменение социальных отношений в высшей школе усугубляют коррупционные правонарушения в образовательной среде. Цель исследования – проанализировать антикоррупционные механизмы управления университетским образованием и дать эмпирическую оценку их эффективности.
Материалы и методы. С помощью компаративного и теоретического анализа построена модель антикоррупционного управления университетским образованием. Метод моделирования позволил интерпретировать термин «антикоррупционный механизм управления в высшей школе». Эмпирическая база исследования включает результаты анкетирования у 345 выпускников вузов г. Екатеринбурга на выявление причин коррупции, коррупционной ситуации, способов ее профилактики и эмпирической оценки эффективности предложенных антикоррупционных механизмов управления университетским образованием.
Результаты исследования. Выполнена классификация видов и предложено содержание антикоррупционных механизмов управления университетским образованием на основе проводимой государством политики. Разработанная модель антикоррупционного управления университетским образованием включает четыре взаимосвязанных механизма: социально-психологический, нормативно-правовой, морально-нравственный и экономико-управленческий.
Обсуждение и заключение. Полученные результаты вносят вклад в антикоррупционную деятельность государства. Предложенная модель антикоррупционного управления университетским образованием носит универсальный характер. Наименее влияют на эффективность антикоррупционного управления социальные механизмы управления.

 

Биографии авторов

Татьяна Михайловна Резер, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

профессор кафедры теории, методологии и правового обеспечения государственного и муниципального управления Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (620002, Российская Федерация, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19), доктор педагогических наук, профессор, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4793-9918, Scopus ID: 57215964054, Researcher ID: R-1801-2016t.m.rezer@urfu.ru

Ирина Дмитриевна Тургель, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

директор Школы экономики и менеджмента, заведующий кафедрой теории, методологии и правового обеспечения государственного и муниципального управления Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (620002, Российская Федерация, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19), доктор экономических наук, профессор, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8647-7739, Scopus ID: 6505743576i.d.turgel@urfu.ru

Аксанат Жакитжановна Панзабекова, Институт экономики Министерства образования и науки

главный научный сотрудник Института экономики Министерства образования и науки (050010, Республика Казахстан, г. Алматы, ул. Курмангазы, д. 29), кандидат экономических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6389-9637, Scopus ID: 56107145200aksanat@mail.ru

Опубликован
2022-09-28
Раздел
Модернизация образования