Отношение к труду студентов индустриальных колледжей России, Китая, Ирана

  • Людмила Николаевна Захарова Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского https://orcid.org/0000-0002-8244-2114
  • Зарэтхан Хаджи-Мурзаевна Саралиева Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского https://orcid.org/0000-0002-4825-1584
  • Захра Гадбеджи Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского https://orcid.org/0000-0001-8229-5006
  • Лиучуан Чжу Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского https://orcid.org/0000-0002-4396-3451
Ключевые слова: индустрия 4.0, индустриальный колледж, студент, организационная культура, ценность, инновации, отношение к труду, организационная социализация

Аннотация

Введение. Противоречия последних десятилетий между необходимостью участия в инновационных процессах и их закономерной стрессогенностью обусловливают необходимость разработки программ упреждающей организационной социализации для становления компетенций успешного поведения в VUCA среде индустрии 4.0. Отношение к труду в условиях девальвации ценности самореализации в труде рассмотрено в качестве ключевой компетенции. Цель исследования – выявить особенности отношения к труду как основы профессиональной социализации студентов индустриальных колледжей стран, с разной успешностью входящих в новый технологический уклад России, Китая и Ирана.
Материалы и методы. Анализ построен на данных с применением методики оценки отношения к труду WorkBAT Дж. Спенса и А. Роббинса и их соотнесения с ценностями организационных культур индустриальных колледжей. Данные об организационных культурах получены с помощью метода OCAI К. Камерона и Р. Куинна.
Результаты исследования. В результате проведенного исследования было выявлено, что российские студенты не ощущают изменившегося характера трудовой деятельности, у них сохраняется желание усиления клановой и снижения иерархической составляющих организационных культур. Иранские студенты негативно относятся к труду в реальных иерархических условиях и позитивно ‒ к инновационно-рыночным условиям. Китайские учащиеся, испытав в реальности специфику организационных культур инновационных компаний, положительно относятся к труду в иерархических условиях стабильности и определенности. Разработка программ упреждающей организационной социализации строится c учетом страновой специфики – баланса ценностной готовности к работе в организационных культурах с доминирующими инновационными ценностями, расширения знаний об организационных условиях современного предприятия и умений волевой регуляции деятельности.
Обсуждение и заключение. Полученные результаты вносят вклад в развитие научных представлений о роли ценностной готовности к работе в турбулентной среде современного предприятия и психологических механизмах упреждающей организационной социализации с учетом социокультурной страновой специфики.

Биографии авторов

Людмила Николаевна Захарова, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского

заведующий кафедрой психологии управления Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского (603022, Российская Федерация, г. Нижний Новгород, пр-т Гагарина, д. 23), доктор психологических наук, профессор, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8244-2114, Scopus ID: 56964791900, Researcher ID: T-2222-2017zlnnnov@mail.ru

Зарэтхан Хаджи-Мурзаевна Саралиева, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского

профессор кафедры общей социологии и социальной работы Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского (603022, Российская Федерация, г. Нижний Новгород, пр-т Гагарина, д. 23), доктор исторических наук, профессор, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4825-1584, Scopus ID: 56112722400zara@fsn.unn.ru

Захра Гадбеджи, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского

аспирант кафедры психологии управления Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского (603022, Российская Федерация, г. Нижний Новгород, пр-т Гагарина, д. 23), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8229-5006z.ghadbeigi@gmail.com

Лиучуан Чжу, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского

магистр психологии кафедры психологии управления Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского (603022, Российская Федерация, г. Нижний Новгород, пр-т Гагарина, д. 23), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4396-34511204003453@qq.com

Опубликован
2022-09-28
Раздел
Международный опыт интеграции образования