Самооценка педагогических способностей в профессиональной подготовке учителя начальной школы

  • Владимир Александрович Мазилов Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского https://orcid.org/0000-0003-0646-6461
  • Юрий Николаевич Слепко Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского https://orcid.org/0000-0001-6768-4652
Ключевые слова: самооценка, способности, мотивация, рефлексия, развитие, учитель

Аннотация

Введение. В статье проводится анализ развития самооценки педагогических способностей студентов – будущих учителей начальных классов. Актуальность исследования определяется неоднозначностью современных данных о характере влияния самооценки на профессиональную подготовку учителя и необходимостью управления развитием личности и деятельности будущего педагога в условиях внедрения обновленных образовательных стандартов. Цель исследования – установление психологических особенностей развития самооценки педагогических способностей студентов, а также характера ее связи с мотивацией обучения и рефлексией учебно-профессиональной деятельности.
Материалы и методы. Выборка исследования состояла из студентов бакалавриата 1–4 курса педагогического университета, обучающихся по профилю «Начальное образование» (n = 104). С целью изучения психологических особенностей самооценки педагогических способностей, мотивации обучения и рефлексии деятельности использовались самооценочные шкалы и стандартизированные опросники. Обработка результатов производилась методами первичной описательной статистики, методами сравнения и корреляционного анализа.
Результаты исследования. Проанализирована динамика изменения представлений студентов – будущих учителей начальных классов о соответствии их способностей профессии учителя. Показана роль самооценки способностей в развитии мотивации обучения в вузе и рефлексии учебно-профессиональной деятельности. Установлено, что высокая самооценка педагогических способностей оказывает негативное воздействие на адаптацию к обучению в вузе и принятие новых для выпускника школы средств и способов учебно-профессиональной деятельности. Психологическим механизмом запуска освоения профессиональной образовательной программы выступает осознание несоответствия выработанных способов учебной деятельности вузовским требованиям.
Обсуждение и заключение. Результаты исследования вносят вклад в педагогическую психологию, психологию труда учителя и его профессиональной подготовки. Представленные в статье выводы и обобщения позволяют совершенствовать не только процесс профессионального педагогического образования, но и систему психолого-педагогического сопровождения развития студентов – будущих учителей начальных классов.

 

Биографии авторов

Владимир Александрович Мазилов, Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского

заведующий кафедрой общей и социальной психологии Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского (150000, Российская Федерация, г. Ярославль, ул. Республиканская, д. 108/1), доктор психологических наук, профессор, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0646-6461, Scopus ID: 13004734300, Researcher ID: F-9746-2013v.mazilov@yspu.org

Юрий Николаевич Слепко, Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского

декан педагогического факультета Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского (150000, Российская Федерация, г. Ярославль, ул. Республиканская, д. 108/1), доктор психологических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6768-4652, Scopus ID: 56111886000, Researcher ID: AAF-8745-2019slepko@inbox.ru

Опубликован
2022-09-29
Раздел
Психология образования