Трудности в реализации программ международной академической мобильности глазами студентов. Российско-германский опыт решения проблем в условиях пандемии COVID-19

  • Светлана Владимировна Новикова Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева-КАИ https://orcid.org/0000-0001-8207-1010
  • Сергей Сагитович Зайдуллин Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева-КАИ https://orcid.org/0000-0002-8285-9817
  • Наталья Львовна Валитова Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева-КАИ https://orcid.org/0000-0002-8408-1885
  • Эльмира Шамильевна Кремлева Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева-КАИ https://orcid.org/0000-0003-0858-0575
Ключевые слова: международная академическая мобильность, национальные особенности образования, трудности социальной адаптации студентов, пандемия COVID-19, виртуальная мобильность, удаленное обучение, гибридное обучение, мероприятия для повышения успеваемости

Аннотация

Введение. Академическая мобильность студентов – неотъемлемая часть качественного высшего образования в России. Частой проблемой при этом является сложность адаптации в чужой стране, что негативно влияет на успеваемость российских студентов за границей в первый семестр или год обучения. Статья посвящена актуальной проблеме нивелирования негативных последствий культурной адаптации российских студентов в иностранных вузах при краткосрочном пребывании на примере российско-германского опыта. Цель статьи – представить разработанные рекомендации по предварительной подготовке программ краткосрочной международной академической мобильности со стороны российских и иностранных вузов-партнеров с учетом культурной адаптации студентов.
Материалы и методы. В основу проведенных исследований легли опросы студентов, участвующих в международной российско-германской программе академической мобильности продолжительностью 6 месяцев (1 семестр). В качестве опросной методики использовано групповое сплошное заочное анкетирование. Анкета строилась из условий релевантности и репрезентативности с применением эмпирических индикаторов и описательной статистики. Для определения основных факторов, влияющих на качество адаптации, применялся метод статистического факторного анализа, для сравнительного анализа результатов анкетирования – статистические методы сравнения средних и статистической визуализации.
Результаты исследования. В статье проанализированы результаты опросов студентов Германо-Российского института новых технологий об основных моментах обучения в Германии, вызывающих у них трудности. Проведен сравнительный анализ обучения в условиях пандемии COVID-19 (гибридное, почти полностью удаленное обучение) с периодом до пандемии (полностью очное обучение). Сделаны выводы о преобладающих факторах, повлиявших на успешность обучения в обоих случаях. С учетом результатов опросов преподавателей принимающего Технического университета Кайзерслаутерна, а также наблюдений эксперта из Казанского национального исследовательского технического университета за процессом преподавания в немецком вузе даны примеры практических рекомендаций по необходимой подготовке студентов российского вуза к учебе в вузах Европы в последующие за пандемией годы. По итогам анализа факторов, в наибольшей степени влияющих на успешность обучения российских студентов в иностранном вузе, предложены мероприятия, направленные на ускорение и смягчение адаптации русскоязычных студентов к длительному пребыванию в иностранной среде и призванные тем самым повысить успеваемость и эффективность обучения за границей при наиболее вероятной «постковидной» форме обучения – гибридной.
Обсуждение и заключение. Сделанные авторами выводы вносят вклад в развитие практической организации международной академической мобильности в условиях краткосрочного пребывания. Материалы статьи представляют интерес для научно-педагогического сообщества, профессорско-преподавательского и руководящего составов образовательных учреждений.

 

Биографии авторов

Светлана Владимировна Новикова, Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева-КАИ

доктор технических наук, профессор кафедры прикладной математики и информатики Казанского национального исследовательского технического университета им. А. Н. Туполева-КАИ (420111, Российская Федерация, г. Казань, ул. К. Маркса, д. 10), профессор кафедры прикладной математики, дифференциальных уравнений и теоретической механики МГУ им. Н. П. Огарёва (430005, Российская Федерация, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8207-1010, Scopus ID: 57203542635, Researcher ID: B-6505-2017, SVNovikova@kai.ru

Сергей Сагитович Зайдуллин, Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева-КАИ

кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой прикладной математики и информатики Казанского национального исследовательского технического университета им. А. Н. Туполева-КАИ (420111, Российская Федерация, г. Казань, ул. К. Маркса, д. 10), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8285-9817, Scopus ID: 57563500700, SSZaydullin@kai.ru

Наталья Львовна Валитова, Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева-КАИ

кандидат технических наук, доцент кафедры прикладной математики и информатики Казанского национального исследовательского технического университета им. А. Н. Туполева-КАИ (420111, Российская Федерация, г. Казань, ул. К. Маркса, д. 10), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8408-1885, Scopus ID: 23013218200, NLValitova@kai.ru

Эльмира Шамильевна Кремлева, Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева-КАИ

кандидат технических наук, доцент кафедры прикладной математики и информатики Казанского национального исследовательского технического университета им. А. Н. Туполева-КАИ (420111, Российская Федерация, г. Казань, ул. К. Маркса, д. 10), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0858-0575, Scopus ID: 57194618280, EShKremleva@kai.ru

Опубликован
2023-03-20
Раздел
Международный опыт интеграции образования