Киберзапугивание вьетнамских школьников во время социального дистанцирования в период COVID-19

  • Светлана Валентиновна Мурафа Московский педагогический государственный университет http://orcid.org/0000-0002-4819-660X
  • Чунг Хок Хоанг Национальной академии управления образованием
  • Тхи Фыонг Чу Национальная академия управления образованием https://orcid.org/0000-0001-6628-557X
Ключевые слова: COVID-19, подросток, киберзапугивание, социальное дистанцирование, психологическое насилие, социальные сети

Аннотация

Введение. Статья посвящена изучению возникших проблем у вьетнамских школьников в период строгих ограничений во время борьбы с четвертой волной COVID-19. Это первое систематическое исследование во Вьетнаме, в котором используются надежные исследовательские инструменты для оценки киберзапугивания среди подростков.
Материалы и методы. Для изучения проблемы был проведен экспертный опрос вьетнамских подростков (n = 787) из провинций и городов на севере страны. Надежность результатов исследования проверена с помощью альфа-коэффициента (ANOVA-тест) и факторного анализа EFA.
Результаты исследования. Полученные статистические данные обнаружили значительное влияние таких факторов, как пол, курс обучения (возраст), место жительства, цель, время использования и вид социальной сети, на киберзапугивание вьетнамских школьников. Во время социального дистанцирования у респондентов появилась склонность к злоупотреблению социальными сетями в целях развлечения и общения. Выявлен замкнутый причинно-следственный цикл киберзапугивания, в котором опосредующим фактором является способ негативной реакции подростка на киберугрозы. Киберзапугивание стало тревожным явлением у школьников, которые можно объединить в две выраженные формы угроз: «запугивание, нарушение частной жизни и психологическое насилие», «сексуальное домогательство и онлайн-мошенничество».
Обсуждение и заключение. Материалы статьи являются важной основой для создания программ профилактики и психологического вмешательства для помощи вьетнамским подросткам и юношам во время социального дистанцирования с целью предотвращения киберзапугивания и способствуя психическому здоровью.

 

Биографии авторов

Светлана Валентиновна Мурафа, Московский педагогический государственный университет

доцент кафедры психологической антропологии Московского педагогического государственного университета (119991, Российская Федерация, г. Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1, стр. 1), кандидат психологических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4819-660X, Scopus ID: 54393816000murafa.svetlana@gmail.com

Чунг Хок Хоанг, Национальной академии управления образованием

декан факультета психологии образования Национальной академии управления образованием (Вьетнам, г. Ханой, Тхань Суан, Фыонг Лиет Уорд, Фан Динь Гиот, д. 31), кандидат психологических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4074-9828, hoangtrunghoctlgd@gmail.com

Тхи Фыонг Чу, Национальная академия управления образованием

студент факультета психологии образования Национальной академии управления образованием (Вьетнам, г. Ханой, Тхань Суан, Фыонг Лиет Уорд, Фан Динь Гиот, д. 31), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6628-557Xhoangtrunghoctlgd@gmail.com

Опубликован
2022-09-29
Раздел
Психология образования