Современные тренды дополнительного профессионального образования судей: российский и зарубежный опыт

  • Елена Владимировна Бурдина Российский государственный университет правосудия https://orcid.org/0000-0001-5431-7634
  • Сергей Васильевич Александров Арбитражный суд Республики Мордовия https://orcid.org/0000-0002-1692-5505
Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование судей, непрерывное обучение, независимость судей, судебная школа, институционализация, профессионализация, образовательные программы, образовательные практики

Аннотация

Введение. Современное дополнительное профессиональное судейское образование оказывает непосредственное влияние на институциональные и личные параметры независимости судей, имеет публичную значимость как гарантию компетентности судьи при его длительной карьере. Актуальность исследования состоит в разработке и обосновании теоретико-методологических основ дополнительного профессионального образования судей как самостоятельной формы их непрерывного обучения. Цель статьи – систематизировать российский и зарубежный опыт организации повышения квалификации судей, восполнить потребность в комплексном решении правовых, организационных и учебно-образовательных вопросов обучения судей, обосновать перспективные модели учебного процесса и образовательные практики непрерывной подготовки судей.
Материалы и методы. Объектом изучения явилось дополнительное профессиональное образование судей как государственно-правовой и образовательный институт. Компаративистский характер исследования, основанного на изучении современного отечественного и зарубежного опыта организации дополнительного образования судей, позволил получить данные, ранее не анализировавшиеся в российской литературе. На основе комплексного (междисциплинарного) подхода получены выводы, касающиеся и вопросов правового регулирования порядка прохождения судьями дополнительного профессионального образования, и вопросов педагогического характера. Системный анализ дополнительного профессионального образования судей предопределил выявление особенностей подготовки преподавателей, характера учебных программ, способов и технологий обучения судей. При помощи социологических методов сформулированы выводы об условиях допустимости электронного образовательного процесса в судейской аудитории. В исследовании использовались электронные ресурсы, раскрывающие организационные особенности и образовательные практики национальной и зарубежных судебных школ.
Результаты исследования. Определены и раскрыты закономерности, определяющие тенденции эволюции дополнительного профессионального образования судей в России и за рубежом. Выделены модели судебных школ, действующих в зарубежных государствах, в зависимости от их правового статуса, характера и типов образовательных процессов. Обоснованы принципы организации дополнительного профессионального образования судей, позволяющие разграничивать данный вид образования от традиционных систем получения высшего юридического образования. Сформулированы предложения по совершенствованию правовой и образовательной модели российской судебной школы.
Обсуждение и заключение. Результаты исследования могут быть полезны для дальнейшего развития теории специализированного судейского образования, определения правового статуса российской судебной школы, выполняющей функции непрерывного образования судей, а также для совершенствования учебного процесса.

 

Биографии авторов

Елена Владимировна Бурдина, Российский государственный университет правосудия

заведующий кафедрой организации судебной и правоохранительной деятельности Российского государственного университета правосудия (117418, Российская Федерация, г. Москва, ул. Новочеремушкинская, д. 69), доктор юридических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5431-7634, Scopus ID: 57202214784, Researcher ID: B-6469-2018elenburdina@yandex.ru

Сергей Васильевич Александров, Арбитражный суд Республики Мордовия

председатель Арбитражного суда Республики Мордовия (430030, Российская Федерация, г. Саранск, ул. Полежаева, д. 177), кандидат юридических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1692-5505s_v_aleksandrov@mail.ru

Опубликован
2022-12-16
Раздел
Академическая интеграция