Моделирование цифрового имиджа преподавателя вуза

  • Галина Сергеевна Тимохина Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова https://orcid.org/0000-0001-7322-8063
  • Ольга Ивановна Попова Уральский государственный экономического университет https://orcid.org/0000-0001-9954-4259
  • Наталья Борисовна Изакова Уральский государственный экономический университет https://orcid.org/0000-0003-1316-2634
Ключевые слова: модель цифрового имиджа, цифровая компетентность, студент и преподаватель вуза, образовательное взаимодействие, управление имиджем

Аннотация

Введение. Проблема формирования цифрового имиджа преподавателя объясняется необходимостью повышения эффективного образовательного взаимодействия между студентами и педагогами в условиях цифровизации. Однако практически отсутствуют исследования имиджа преподавателя как системы, а также технологий его моделирования. Цель статьи – представить результаты исследования по моделированию цифрового имиджа преподавателя вуза для принятия решений по управлению цифровым имиджем в образовательном взаимодействии.
Материалы и методы. Вторичные данные получены методами контент-анализа, системной и структурно-функциональной оценки информации; первичные данные – с помощью проведения компаративного маркетингового исследования цифрового имиджа педагога, экспертного опроса. В исследовании приняли участие 400 студентов и 92 преподавателя столичного и регионального университетов. Применялись методы двумерного анализа, многомерного шкалирования, анализа статистически значимых различий посредством t-критерия равенства дисперсий Ливиня для независимых выборок.
Результаты исследования. Предложена модель цифрового имиджа преподавателя вуза, включающая в себя две системообразующие компоненты: базовую и инструментальную с учетом двоякой роли элемента «цифровая компетентность». Разработана технология моделирования имиджа. Выявлено, что цифровая компетентность преподавателя является не только элементом в структуре его имиджа, но и транслятором имиджа во внешнюю среду. Именно уровень цифровой компетентности педагога вуза определяет его активность в цифровой и интернет-среде, формирует актуальный цифровой имидж преподавателя в сознании целевой аудитории. По результатам исследования предложены рекомендации по реализации процесса моделирования цифрового имиджа преподавателя вуза. Выявленные различия во мнениях студентов и преподавателей столичного и регионального университетов по исследуемой тематике могут быть обусловлены цифровым неравенством.
Обсуждение и заключение. Авторские выводы вносят вклад в развитие представлений о теоретическом и прикладном аспектах формирования и продвижения актуального имиджа преподавателя вуза. Результаты компаративного исследования помогут преподавателям столичных и региональных вузов дифференцированно и точечно принимать решения о формировании и продвижении личного цифрового имиджа.

 

Биографии авторов

Галина Сергеевна Тимохина, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова

доцент кафедры маркетинга Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова (117997, Российская Федерация, г. Москва, Стремянный пер., д. 36), кандидат экономических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7322-8063, Scopus ID: 57221204007, Researcher ID: M-4416-2016, galinatimokhina@yandex.ru

Ольга Ивановна Попова, Уральский государственный экономического университет

доцент кафедры маркетинга и международного менеджмента Уральского государственного экономического университета (620000, Российская Федерация, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, д. 62/45), кандидат социологических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9954-4259, Researcher ID: AAF-9753-2019, o.popova63@mail.ru

Наталья Борисовна Изакова, Уральский государственный экономический университет

доцент кафедры маркетинга и международного менеджмента Уральского государственного экономического университета (620000, Российская Федерация, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, д. 62/45), кандидат экономических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1316-2634, Scopus ID: 57218249624, Researcher ID: AAQ-6542-2021, izakovan@gmail.com

Опубликован
2022-12-15
Раздел
Модернизация образования