Целеполагание студентов с разным уровнем академической успеваемости

  • Анна Викторовна Литвинова Московский государственный психолого-педагогический университет https://orcid.org/0000-0001-6783-3144
Ключевые слова: целеполагание, академическая успеваемость, мотивы учебной деятельности, академическая мотивация, смысложизненные ориентации, самоконтроль, саморегуляция

Аннотация

Введение. В настоящее время исследователи обращаются к проблеме влияния целеполагания на академическую успеваемость студентов в связи с высокой отчисляемостью и необходимостью поиска путей сохранения контингента в системе высшего образования. Цель исследования – выявление и анализ особенностей целеполагания студентов с высокой и средней академической успеваемостью.
Материалы и методы. В эмпирическом исследовании приняли участие 98 студентов Московского государственного психолого-педагогического университета. Для определения особенностей целеполагания студентов был подобран диагностический комплекс: методика изучения мотивов учебной деятельности, шкала академической мотивации (AMS), тест «Смысложизненные ориентации», методика измерения параметров жизненных целей, опросники для выявления выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении и «Контроль за действием», методика «Стиль саморегуляции учебной деятельности». Применялся частотный и факторный анализ в программе IBM SPSS Statistics 21.
Результаты исследования. Обоснование целеполагания как инициативной ориентировки на мотивационно-смысловом, эмоционально-волевом и операционном уровнях позволило конкретизировать особенности целеполагания у студентов с высокой и средней академической успеваемостью. У студентов с высокой академической успеваемостью преобладают внутренние учебно-познавательные, профессиональные мотивы, выражены смысложизненные ориентации, умения разрабатывать и реализовывать поставленные цели. Студентам со средней академической успеваемостью свойственны внешние знаемые мотивы, они испытывают проблемы планирования, продумывания, детализации действий по достижению намеченных целей.
Обсуждение и заключение. Сделанные автором выводы вносят вклад в развитие представлений о целеполагании как целостном процессе на разных уровнях ориентировки и его роли в повышении академической успеваемости студентов. Материалы статьи помогут исследователям и практикам в решении проблем разработки и реализации программ оказания психологической помощи и поддержки студентам, испытывающим затруднения в постановке и достижении целей в процессе обучения в вузах разной образовательной направленности и академического уровня.

 

Биография автора

Анна Викторовна Литвинова, Московский государственный психолого-педагогический университет

доцент кафедры научных основ экстремальной психологии Московского государственного психолого-педагогического университета (127051, Российская Федерация, г. Москва, ул. Сретенка, д. 29), кандидат психологических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6783-3144, Scopus ID: 57214083626, Reseacher ID: AAR-1178-2021, annaviktorovna@mail.ru

Опубликован
2022-12-15
Раздел
Исследовательская статья