Практика инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья: реалии компетентностного обеспечения

  • Виталий Зорахович Кантор Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0002-9700-7887
  • Юлия Львовна Проект Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0002-1914-9118
  • Ирина Эдуардовна Кондракова Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0002-8123-740X
  • Ольга Валентиновна Литовченко Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0002-0621-9236
  • Светлана Евгеньевна Залаутдинова Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0002-3182-9941
Ключевые слова: профессиональная компетентность педагога, инклюзивное образование, инклюзивная компетентность, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, уровень сформированности инклюзивных компетенций, учитель, педагог дополнительного образования

Аннотация

Введение. На фоне масштабной институционализации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и обусловленного этим повышением требований к его компетентностному обеспечению требует восполнения пробел, связанный с отсутствием эмпирических данных, которые характеризовали бы уровень сформированности инклюзивной компетентности педагогов различных категорий с позиций единства компетентностного подхода к их подготовке и профессиональной деятельности. Цель статьи – представить актуальные в данном контексте результаты исследования состояния компетентностного обеспечения практики инклюзивного образования в их соотнесенности с компетентностными моделями, заложенными в программы инклюзивно-ориентированной вузовской подготовки педагогических кадров.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 1 340 педагогов из инклюзивных образовательных организаций общего и дополнительного образования, не имеющих вузовской подготовки в области дефектологии. Диагностико-методической основой оценки уровня сформированности инклюзивных профессиональных компетенций педагога послужил авторский ситуационный профессиональный тест, объединявший тест-задачи на выявление готовности педагогов к реализации правильных профессиональных действий и решений в условиях инклюзии.
Результаты исследования. Полученные результаты фиксируют дисбаланс в формировании ключевых компонентов профессиональных компетенций педагога инклюзивного образования. Наиболее выраженными у педагогов оказались инклюзивные компетенции при сопровождении ребенка с ограниченными возможностями здоровья в учебно-воспитательном процессе и организации для него индивидуального образовательного маршрута; наименее выражен знаниевый компонент инклюзивных профессиональных компетенций. Педагоги обнаружили более высокий уровень компетенций в работе с детьми с ментальными нарушениями, тогда как при работе с детьми, имеющими нарушения сенсорной и двигательной сферы, они чаще демонстрируют недостаточный уровень сформированности инклюзивных профессиональных компетенций.
Обсуждение и заключение. Материалы исследования расширяют и углубляют научные представления о специфике компетентностного обеспечения инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в его дифференциации в зависимости от категорий педагогических работников. Полученные результаты могут быть востребованы при проектировании программ подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогов инклюзивных образовательных организаций, а также в рамках экспресс-диагностики уровня сформированности инклюзивных компетенций педагога.

 

Биографии авторов

Виталий Зорахович Кантор, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры основ дефектологии и реабилитологии Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена (191186, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 48), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9700-7887, Scopus ID: 57197712404, Researcher ID: Y-6834-2018, v.kantor@mail.ru

Юлия Львовна Проект, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии профессиональной деятельности Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена (191186, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 48), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1914-9118, Scopus ID: 57197748967, Researcher ID: D-9792-2017, proekt.jl@gmail.com

Ирина Эдуардовна Кондракова, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры дошкольной педагогики Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена (191186, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 48), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8123-740X, Scopus ID: 57320997700, condrakova.irina@yandex.ru

Ольга Валентиновна Литовченко, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

доцент кафедры теории и истории педагогики Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена (191186, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 48), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0621-9236, Researcher ID: D-6086-2017, o.v.litovchenko@mail.ru

Светлана Евгеньевна Залаутдинова, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

ассистент кафедры теории и истории педагогики Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена (191186, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 48), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3182-9941, zalautdinova@yandex.ru

Опубликован
2023-03-20
Раздел
Модернизация образования