Мировые и отечественные тенденции информационного обеспечения университетов
Аннотация
Введение. Национальные системы оценки эффективности деятельности университетов, ведущие
мировые университетские рейтинги учитывают данные о публикационной активности. Существует
прямая связь показателей публикационной активности с финансированием исследований и разработок и объемом потребления научной информации. Цель статьи – сравнительный анализ мировых и отечественных тенденций развития информационного обеспечения университетской науки и определение места России в мировом университетском сообществе.
Материалы и методы. Работа выполнена с применением методов статистической обработки результатов анкетирования. Материалы исследования включают данные, полученные в итоге обработки опубликованных результатов международных и российских опросов.
Результаты исследования. Комплектование научными ресурсами в университетах осуществляется через участие в консорциумах, что подтверждают более 90 % опрошенных университетов. При этом около 75 % затрат на комплектование расходуется на научную периодику. Для всех референтных групп наблюдается устойчивая миграция к электронным ресурсам, в частности к электронным книгам. В 2016 г. доля всех типов электронных ресурсов в подписке ведущих российских университетов составила 91 %, а доля электронных книг в комплектовании книгами – 63 %. Более 85 % затрат на приобретение электронной научной информации в России приходится на университеты. С 2006 по 2014 г. средние затраты университетов на электронные ресурсы монотонно возрастали, однако после кризиса 2014 г. наблюдается сокращение затрат в валютном исчислении. Последнее приводит к сокращению числа приобретаемых информационных ресурсов.
Обсуждение и заключения. Полученные результаты характеризуют состояние и динамику затрат на
информационные ресурсы на мировом и российском рынках научной информации. Данные об уровне
затрат на электронные ресурсы могут быть использованы в качестве индикатора публикационной активности российских организаций. Результаты работы имеют практическое значение для формирования издательской и подписной политики информационных провайдеров и издателей научных журналов.