Психологические факторы отношения студентов к цифровой образовательной среде (на примере российских и белорусских вузов)

  • Наталия Павловна Радчикова Московский государственный психолого-педагогический университет http://orcid.org/0000-0002-5139-8288
  • Мария Антоновна Одинцова Московский государственный психолого-педагогический университет http://orcid.org/0000-0003-3106-4616
  • Марина Геннадьевна Сорокова Московский государственный психолого-педагогический университет http://orcid.org/0000-0002-1000-6487
  • Нина Вячеславовна Козырева Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка http://orcid.org/0000-0002-5139-8288
  • Александр Павлович Лобанов Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка http://orcid.org/0000-0002-1000-6487
Ключевые слова: цифровая образовательная среда университета, студенты российских и белорусских вузов, личностные черты, самоактивация, стиль саморегуляции поведения, переживания в деятельности, психологические факторы

Аннотация

Введение. Углублению интеграционных процессов между Россией и Республикой Беларусь способствует общность целей и принципов сотрудничества в сфере высшего образования. Однако многие аспекты, в том числе предпосылки и факторы принятия студентами цифровых технологий в высшем образовании, являются недостаточно исследованными. В данной работе рассматриваются личностные характеристики и внутренние ресурсы студентов России и Беларуси, которые могут стать факторами принятия цифровой образовательной среды. Цель статьи – представить результаты исследования психологических факторов принятия цифровой образовательной среды студентами российских и белорусских университетов.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 1 582 студента из вузов России и Беларуси в возрасте 21,3 ± 6,3 года. Для выявления личностных черт использовался пятифакторный опросник личности (Big Five Inventory-2). Ресурсы саморегуляции определялись с помощью методик самоактивации личности и стиля саморегуляции поведения. С целью установления отношения к обучению в цифровой образовательной среде применялась методика «Шкала оценки цифровой образовательной среды университета» (AUDEE Scale), а для определения отношения к учебной деятельности – методика диагностики переживаний в деятельности.
Результаты исследования. По итогам проведенного исследования выделены важнейшие факторы принятия цифровой образовательной среды для обеих выборок – переживания в учебной деятельности: переживание удовольствия при отсутствии переживаний усилия и пустоты приводит к принятию цифровой образовательной среды. В качестве важных элементов принятия цифровой образовательной среды отмечены моделирование значимых условий достижения целей, оценивание результатов и программирование действий, а для белорусской выборки еще и настойчивость. Таким образом, основными факторами являются не личностные черты обучающегося, а те переживания, которые он испытывает во время учебной деятельности и некоторые структурные компоненты саморегуляции. Сходные по качеству и структуре модели для двух разных стран позволяют подтвердить надежность полученных результатов.
Обсуждение и заключение. Сделанные авторами выводы вносят вклад в развитие проблематики отношения студентов к цифровой образовательной среде вуза. Материалы статьи могут быть полезны администрации и преподавателям университетов для совершенствования цифровой образовательной среды и способов преподавания с использованием цифровой образовательной среды.

 

Биографии авторов

Наталия Павловна Радчикова, Московский государственный психолого-педагогический университет

кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Научно-практического центра по комплексному сопровождению психологических исследований PsyDATA Московского государственного психолого-педагогического университета (127051, Российская Федерация, г. Москва, ул. Сретенка, д. 29), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5139-8288, Scopus ID: 6507691146, Researcher ID: G-2054-2016, nataly.radchikova@gmail.com

Мария Антоновна Одинцова, Московский государственный психолого-педагогический университет

кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии и педагогики дистанционного обучения Московского государственного психолого-педагогического университета (127051, Российская Федерация, г. Москва, ул. Сретенка, д. 29), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3106-4616, Scopus ID: 55364810300, Researcher ID: H-1134-2013, mari505@mail.ru

Марина Геннадьевна Сорокова, Московский государственный психолого-педагогический университет

кандидат физико-математических наук, доктор педагогических наук, доцент, руководитель Научно-практического центра по комплексному сопровождению психологических исследований PsyDATA, профессор кафедры прикладной математики Московского государственного психолого-педагогического университета (127051, Российская Федерация, г. Москва, ул. Сретенка, д. 29), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1000-6487, Scopus ID: 57216433940, Researcher ID: I-7129-2013, sorokovamg@mgppu.ru

Нина Вячеславовна Козырева, Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и развития личности Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка (220030, Республика Беларусь, г. Минск, ул. Советская, д. 18), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6635-0925, Scopus ID: 57224727064, kozyreva_nina@tut.by

Александр Павлович Лобанов, Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка

доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры возрастной и педагогической психологии Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка (220030, Республика Беларусь, г. Минск, ул. Советская, д. 18), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7262-0055, lobanov.ap@outlook.com

Опубликован
2023-03-20
Раздел
Международный опыт интеграции образования