Критерии оценки эффективности смешанных образовательных технологий, применяемых в вузе

  • Нина Валентиновна Бордовская Санкт-Петербургский государственный университет https://orcid.org/0000-0003-4425-6326
  • Елена Анатольевна Кошкина Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова https://orcid.org/0000-0003-1590-1752
  • Лия Александровна Мелкая Санкт-Петербургский государственный университет https://orcid.org/0000-0002-2156-8629
  • Марина Анатольевна Тихомирова Санкт-Петербургский государственный университет https://orcid.org/0000-0001-5940-8367
Ключевые слова: традиционные и цифровые образовательные технологии, эффективность смешанных образовательных технологий, результативный критерий, дидактический критерий, ресурсный критерий

Аннотация

Введение. Активное применение смешанных образовательных технологий в вузах обострило проблему их эффективности. Научное решение этой проблемы предусматривает уточнение отличительных признаков смешанной образовательной технологии и отбор индикаторов ее эффективности, выбор подхода к оценке и определению критериев и показателей их проявления в образовательной практике. Цель статьи – обосновать отбор и определить критерии для оценки эффективности смешанной образовательной технологии, а также представить разработанную многоуровневую систему показателей их проявления в вузовской образовательной практике как теоретическую основу создания соответствующей методики.
Материалы и методы. В исследовании применялись методы системного анализа литературы по обозначенной проблеме, группировки научной информации и моделирования, балльно-рейтингового шкалирования, сравнения и математической статистики. Эмпирическая база исследования включает результаты онлайн-опроса, проведенного среди студентов и преподавателей российских вузов, а также результаты контент-анализа открытого вопроса «Смешанная образовательная технология эффективна, если …» методики «Незаконченное предложение».
Результаты исследования. В рамках комплексного подхода обоснован отбор результативного, дидактического и ресурсного критериев для оценки эффективности смешанной образовательной технологии и разработана многоуровневая система их показателей в вузовском образовательном процессе независимо от предметно-научного содержания и модели смешанного обучения. Определены позиции преподавателей и студентов Санкт-Петербургского государственного университета и Северного (Арктического) федерального университета им. М. В. Ломоносова о критериях категоризации смешанной образовательной технологии как эффективной и выявлена их иерархия. 
Обсуждение и заключение. Результаты исследования вносят вклад в развитие научных представлений о системе критериев для оценки эффективности смешанной образовательной технологии и повышения уровня обоснованности управленческих решений об их применении в системе высшего образования. Материалы статьи будут полезны вузовским преподавателем и руководителям, а также исследователям в области проблем изучения и оценки эффективности смешанного обучения и современных образовательных технологий.

 

Биографии авторов

Нина Валентиновна Бордовская, Санкт-Петербургский государственный университет

доктор педагогических наук, профессор, академик Российской Академии образования, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики Санкт-Петербургского государственного университета (199034, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7–9), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4425-6326, Scopus ID: 56455360300, Researcher ID: F-8504-2015, bordovskaia.nina@yandex.ru

Елена Анатольевна Кошкина, Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики и психологии гуманитарного института Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова» (163002, Российская Федерация, г. Архангельск, наб. Северной Двины, д. 17), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1590-1752, Scopus ID: 57194217155, Researcher ID: S-5627-2016, coschkina.el@yandex.ru 

Лия Александровна Мелкая, Санкт-Петербургский государственный университет

инженер-исследователь факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета (199034, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7–9), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2156-8629, lia.melkaya@yandex.ru

Марина Анатольевна Тихомирова, Санкт-Петербургский государственный университет

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и педагогики Санкт-Петербургского государственного университета (199034, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7–9), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5940-8367, Scopus ID: 57205217060, Researcher ID: E-4940-2018, tikhomarina@gmail.com

Опубликован
2023-03-20
Раздел
Модернизация образования