Финансовая грамотность населения в аспекте развития непрерывного образования

Ключевые слова: финансовая грамотность, непрерывное образование, самосовершенствование, компетенции инновационного общества, образовательные центры финансового образования

Аннотация

Введение. Современный этап развития экономики, направленный на формирование информационного общества, подтверждает актуальность проблемы повышения грамотности населения в области использования финансовых продуктов, финансовых услуг и различных технологий эффективного управления финансами. Цель статьи – изучить основные факторы, определяющие необходимость повышения финансовой грамотности населения в регионе, рассмотреть основные формы обучения финансовой грамотности, а также имеющейся опыт учреждений высшего образования по проведению мероприятий, ориентированных на повышение финансовой грамотности населения.
Материалы и методы. Исследование проведено с помощью метода наблюдения и изучения накопленного опыта, приемов концептуального и социально-философского анализа, процедур системного, сравнительного и структурно-функционального анализа. Для получения объективных данных об уровне финансовой грамотности населения региона было проведено эмпирическое социологическое исследование. В качестве инструмента сбора информации для аналитических исследований были использованы анкетирование с применением интернет-ресурсов и интерактивный опрос. Для обработки результатов исследования применялись методы статистического анализа: группировка, построение рядов динамики, определение абсолютных и относительных статистических величин.
Результаты исследования. В статье обоснована значимость проведения мероприятий, направленных на повышение финансовой грамотности населения Республики Мордовия, что является необходимостью для жизнедеятельности в условиях информационного общества, в котором принятие финансовых решений и эффективное управление финансами осуществляется с использованием информационно-коммуникативных технологий. Авторами статьи доказана роль учреждений высшего образования в осуществлении деятельности по повышению финансовой грамотности населения в соответствии с концепцией непрерывного образования, поскольку с помощью различных форм формального и неформального образования обеспечивают доступность к обучению основам финансовой грамотности различных социальных групп населения.
Обсуждение и заключения. Выводы и рекомендации, полученные в результате исследования, имеют практическую значимость и могут быть использованы в деятельности Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева при проведении мероприятий обучающего и консультационного характера, направленных на повышение грамотности населения региона в области финансов; разработке стратегии повышения финансовой грамотности в Республике Мордовия.

Биографии авторов

Ольга Ильинична Аверина, ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»

заведующий кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарева» (430005, Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68/1), доктор экономических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-6738-5828, Scopus ID: 57191523535, oiaverina@mail.ru

Сергей Михайлович Вдовин, ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»

ректор ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарева» (430005, Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68/1), кандидат экономических наук, доцент, ORCID: http://orcid.org/0000-0001-7363-1389, Scopus ID: 57191505351, rector@adm.mrsu.ru

Наталья Александровна Горбунова, ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»

доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарева» (430005, Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68/1), кандидат экономических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0003-2254-6584, n_a_gorbunowa@mail.ru

Елена Геннадьевна Москалева, ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»

доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарева» (430005, Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68/1), кандидат экономических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-7364-4187, Moskaleva_EG@list.ru

Опубликован
2018-09-04
Раздел
Модернизация образования