Экспорт дополнительных профессиональных образовательных программ: навыки и технологии (на примере аграрных университетов)
Аннотация
Введение. Развитие экономики за счет новых технологий стимулирует передачу компетенций через расширение экспорта образовательных услуг в различных отраслях. Актуальность исследования обусловлена тем, что изучение востребованных навыков и компетенций в сфере агропромышленного комплекса позволяет составить представление о наиболее конкурентоспособных образовательных программах для региональных рынков труда, которые могут успешно экспортироваться Россией в другие страны, а также тех инновационных образовательных продуктах, в которых нуждается сфера сельского хозяйства. В связи с этим целью настоящего исследования стало изучение процесса имплементации программ дополнительного профессионального образования аграрных университетов на международные образовательные рынки.
Материалы и методы. В работе были использованы результаты анкетного обследования организаций высшего образования, подведомственных Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, на предмет реализации программ дополнительного профессионального образования, экспортируемых в другие страны. Для выделения наиболее конкурентоспособных стратегий экспорта дополнительного профессионального образования на международных образовательных рынках был осуществлен контент-анализ востребованных навыков в сфере сельского хозяйства на рынках труда Казахстана, России и США. Исследование проводилось по региональным базам поиска работы. Общая совокупность изученных вакансий составила свыше 3 000 актуальных объявлений.
Результаты исследования. Полученные теоретические и эмпирические результаты исследования показывают, что странами в составе импортируемых программ образования закупаются более сложные навыки, спрос на которые существует внутри страны и соответствующее обучение не сформировано. Приобретение подобных навыков востребовано у стран, использующих схожую модель развития отрасли, но находящихся на более раннем этапе своего технологического обновления. Увеличения экспорта российских образовательных программ сельскохозяйственной направленности на международные рынки можно добиться за счет образовательных программ, предлагающих передачу наукоемких технологий в агропромышленной сфере. В качестве потенциально перспективного направления экспорта образовательных программ рекомендуются страны, имеющие культурно-политические и социально-экономические отношения с Российской Федерацией.
Обсуждение и заключение. Материалы данной статьи будут полезны руководителям подразделений дополнительного профессионального образования университетов для разработки перспективных стратегий экспорта программ на международные рынки.
Copyright (c) 2019 Илья Алексеевич Коршунов, Наталия Николаевна Ширкова, Максим Сергеевич Мирошников
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.