Влияние цифровой трансформации системы российского высшего образования на необходимость развития компетенций и карьерного продвижения научно-педагогических работников

  • Владимир Викторович Бондаренко Пензенский филиал Финансового университета при Правительстве РФ https://orcid.org/0000-0002-6716-1963
  • Сергей Викторович Полутин МГУ им. Н. П. Огарёва https://orcid.org/0000-0003-0399-4154
  • Вера Александровна Юдина Пензенский филиал Финансового университета при Правительстве РФ https://orcid.org/0000-0001-9835-9430
  • Мария Алексеевна Танина Пензенский филиал Финансового университета при Правительстве РФ https://orcid.org/0000-0001-7311-6280
  • Дарья Петровна Пензина Пензенский филиал Финансового университета при Правительстве РФ https://orcid.org/0000-0003-2919-8404
Ключевые слова: удовлетворенность научно-педагогических сотрудников, цифровое обучение, дистанционные образовательные технологии, «мягкие» навыки, российский вуз, профессиональное развитие работников вуза

Аннотация

Введение. Дистанционное обучение, вызванное санитарно-эпидемиологической обстановкой в мире, привело к необходимости перестройки системы высшего образования с традиционного очного на дистанционный формат. Применение «нового» для высшей школы формата предполагало использование цифровых технологий, поэтому появилась потребность в формировании соответствующих цифровых и «мягких» компетенций у преподавательского состава научно-педагогических сотрудников высших учебных заведений. Цель статьи – провести анализ удовлетворенности научно-педагогических сотрудников российских вузов системой профессионального и должностного продвижения, их оценки необходимости наличия общепрофессиональных, организационно-управленческих, информационных коммуникативных, нормативных правовых и межличностных компетенций в условиях цифровой трансформации системы высшего образования Российской Федерации.
Материалы и методы. Для выявления мнения научно-педагогических работников об изменениях важности компетенций, развития деловой карьеры авторами проведен социологический опрос 1 532 научно-педагогических работников высшей школы. Мониторинг осуществлялся с учетом методических подходов, разработанных с участием научно-учебной лаборатории Пензенского филиала Финансового университета «Стратегии повышения конкурентоспособности международной деятельности вузов в глобальном цифровом пространстве».
Результаты исследования. По итогам социологического опроса выявлен низкий уровень удовлетворенности научно-педагогических сотрудников, вызванный наличием следующих проблемных областей: превалирование бумажной отчетности над научно-педагогической деятельностью работников; излишняя бюрократизованность, препятствующая профессиональному и должностному развитию; некорректная система показателей эффективности; отсутствие единой модели развития карьеры научно-педагогических работников учебных заведений. Разработаны практико-ориентированные рекомендации в области цифровых и «мягких» компетенций, формирования системы управления профессиональным развитием научно-педагогических сотрудников.
Обсуждение и заключение. Сформулированные тезисы вносят вклад в развитие теоретико-методологических подходов к изучению уровня удовлетворенности научно-педагогических сотрудников российских университетов. Материалы статьи могут быть использованы для исследовательских целей учеными, занимающимися схожей проблематикой, а также федеральными и региональными исполнительными органами власти, высшими образовательными организациями при разработке программ повышения квалификации профессорско-преподавательского состава.

 

Биографии авторов

Владимир Викторович Бондаренко, Пензенский филиал Финансового университета при Правительстве РФ

доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента, информатики и общегуманитарных наук Пензенского филиала Финансового университета при Правительстве РФ (440052, Российская Федерация, г. Пенза, ул. Калинина, д. 33Б), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6716-1963, Scopus ID: 57211802151bond40@bk.ru

Сергей Викторович Полутин, МГУ им. Н. П. Огарёва

доктор социологических наук, профессор, директор НИИ регионологии, заведующий кафедрой социологии и социальной работы МГУ им. Н. П. Огарёва (430005, Российская Федерация, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0399-4154, Scopus ID: 57215972235, Researcher ID: A-9592-2017polutin.sergei@yandex.ru

Вера Александровна Юдина, Пензенский филиал Финансового университета при Правительстве РФ

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, информатики и общегуманитарных наук Пензенского филиала Финансового университета при Правительстве РФ (440052, Российская Федерация, г. Пенза, ул. Калинина, д. 33Б), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9835-9430, Scopus ID: 57211803103, Researcher ID: E-4558-2018vayudina@fa.ru

Мария Алексеевна Танина, Пензенский филиал Финансового университета при Правительстве РФ

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, информатики и общегуманитарных наук Пензенского филиала Финансового университета при Правительстве РФ (440052, Российская Федерация, г. Пенза, ул. Калинина, д. 33Б), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7311-6280, Scopus ID: 57211810144, Researcher ID: E-7224-2018margo10@inbox.ru

Дарья Петровна Пензина, Пензенский филиал Финансового университета при Правительстве РФ

магистрант кафедры менеджмента, информатики и общегуманитарных наук Пензенского филиала Финансового университета при Правительстве РФ (440052, Российская Федерация, г. Пенза, ул. Калинина, д. 33Б), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2919-8404darya.pitaikina@yandex.ru

Опубликован
2023-09-28
Раздел
Модернизация образования